Проповеди на Божественной литургии

Проповеди на Божественной литургии, произнесенные в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре в 1999-2007 годах

… Блаженны слышащие слово Божие…

            Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

            Сегодня, братья и сестры, чествуя на Божественной литургии древний чудотворный Толгский образ Богородицы и слушая Священное Писание, мы вспоминаем слова Спасителя, которые Тот произнес в ответ на возглас некой женщины из толпы: … блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11, 27). Господь сказал: … блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). Слова эти таинственны, потому что есть ли большее блаженство, нежели блаженство Матери Божией, питавшей Своей грудью Бога – Слово воплощенное? Спаситель свидетельствует, что есть иное, высшее блаженство. Оно заключается в том, чтобы воспринять чистым сердцем слово Божие, сохранять и умножать его в глубинах своего ума. И всякий, кто уразумеет эти слова, всякий, кто с благоговением принимает слово Божие и удерживает его в своем сердце, постигает, что, делая так, мы питаем Христа Спасителя, ибо Его пища, как Он возвестил апостолам, состоит в том, чтобы творить волю Пославшего Его и совершить дело Его (см: Ин. 4, 34).

            И действительно, казалось бы, что должна была удостоиться похвалы Марфа, которая, не зная покоя, трудилась, накрывая трапезу для дорогого Гостя. Намерение Марфы было свято – она желала напитать Самого Спасителя. Но Бог похваляет Марию, которая, упразднившись от всякой суеты, сидя у стоп Учителя, внимала Его словам, и, подобно Пречистой Деве Марии, слагала их в своем сердце (см: Лк. 10, 38-42). Делая так, сестра Марфы, добродетельная Мария, питала свою душу вниманием и благоговением к слову Христа, Который Своею благодатью обитает в каждой человеческой душе.      

Итак, слыша в Евангелии, как Господь ублажает внимательных и благоговейных; о слове, которое надлежит сокрывать в глубинах сердца, уразумеем, что внимательная молитва, совершаемая душой, умом, всеми чувствами человека привлекает Самого Христа Спасителя, благодатью входящего в чертог человеческой души.  Поэтому семенем, падающим в почву человеческого сердца,  словом Христос именует Самого Себя, а также молитву, посредством которой мы призываем имя Господа Иисуса. Не ошибется и тот, кто назовет семенем слова Божия само имя Господа Иисуса Христа, которое мы призваны на всякий день и час с сокрушением, вниманием и благоговением призывать и таким образом поставлять себя пред лицем Создателя.

            Но как по-разному мы призываем имя Божие. Одни из нас делают это только устами, но не умом: по видимости семя падает на дорогу, однако тотчас птицы – демоны –  приступают к душе и, видя ее внешнее благочестие, но отсутствие сокрушенного духа и рассеянность, похищают слово. Без плода остается молитвенник, который ограничивается скольжением глаз по писаному тексту молитвы, произнесением вслух молитвословия, но при этом умом и сердцем пребывающий на “стране далече”. Такой уподобляется неверующему, который и слышит внешними ушами, и не слышит сердцем слова Божия.

            Другой молится по видимости успешнее, сердце его отзывается на слово молитвы. Иной даже радуется молитвословию, им совершаемому, но лишь до поры до времени, покуда совершает он свое правило в мире и покое. Но едва лишь настает час искушения, едва лишь кто скажет ему грубое слово, которое можно назвать гонением для современного немощного христианина, едва лишь что-то начинает болеть в его теле или душа начинает скорбеть, – прощай, молитва, прощай, память о Боге – одно лишь саможаление, скуление, писк, ропот, недовольство, и душа остается пустой, праздной. А последствия известны – семь злейших духов могут занять место, которое оставляет благодать Господня...

            Наконец, по слову Священного Писания, молитва в иных укореняется – и человек начинает почитать себя достигшим чего-то. Однако жизнь прожить – не поле перейти. Месяц, год, пять, десять лет – и приходит иной род искушений: кто-то засыпает на ходу, всемерно потрафляя телесным немощам, окружая себя всеми удобствами и теряя ревность по Бозе. Иной всецело погружается во внешнюю деятельность: будто бы хорошо он делает, что печётся о земных нуждах, не только собственных, но и братий своих, однако, оставляет заботу о душе. И тогда прерывается  дыхание жизни благочестивой, ибо такой человек полагает свое спасение во внешних трудах, забывая о едином на потребу. А ведь это единое – в слышании слова Божьего и сохранении, умножении этого слова в глубинах сокрушенного, молящегося сердца. Так обольщение богатством, скоропреходящими мирскими благами делает бесплодными и тех, кто посвятил себя служению Господу и молитвенному деланию.

            Бог ублажает тех, кто сохраняет семя слова Божия в добром, чистом сердце. Господь похваляет тех, кто все вменяет в сор, в суету и почитает единственным сокровищем, драгоценным бисером сердца своего молитву. Такой человек уподобляется Матери Божией, Которая бережно привлекает к Себе Богомладенца Христа и питает Его пречистым молоком от девственной Своей груди. Так и всякий истинный христианин должен с утра испросить у Господа Бога благословения на покаянные труды и изойти на делание молитвословия до вечера. А урожай он будет собирать уже в вечернее время, когда, отходя ко сну, отрешившись от всего, он устремит свой умственный взор в глубины своей души и почувствует, что благодать Господня, в течение дня соблюдавшая его, христианина, от падений и искушений вражиих, согрела его душу. И посему не сразу отойдет ко сну христианин, но еще некоторое время помолится, един с единым Богом беседуя, сокрывая слово Божие, семя молитвы, в недрах своего духа. А это как раз та добродетель, которой учит нас Пречистая Дева Мария, в течение всей Своей земной жизни бережно слагавшая бисер слова Божия в Своей душе…

21.08.06.