1. В чем, на Ваш взгляд, причины того, что современные молодые люди начинают сквернословить уже едва ли не с детского сада, используют нецензурные слова невзирая на окружающее общество и как будто бы не испытывают от этого никакого неудобства? Еще 20 лет назад люди стеснялись нецензурно браниться при посторонних. Что же изменилось в нашем обществе с тех пор?
Всем известно, что язык – это лакмусовая бумажка, по которой исследователю не только легко понять особенности культурной жизни народа, но и диагностировать его духовное состояние. Слово есть воплощённая мысль, а мысль рождается в глубинах человеческого духа. Вот почему по состоянию языка, речи всего проще определить степень духовного здоровья или нездоровья членов семьи, жителей города или страны.
История России отличается драматизмом и даже трагичностью. В отношении сквернословия скажем следующее. В патриархальной среде среди православного крестьянства XVII–XVIII–XIXвеков сквернословие всегда почиталось грехом. С детства воцерковлённые люди хорошо знают строгое слово Спасителя о том, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Ругатели, то есть люди, имеющие привычку скверно браниться, Царства Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 12, 9–10). По мере ослабления церковного влияния на общество в людской среде, всегда подвергающейся соблазнам, особенно подвергающейся соблазнам большого города, появлялось и сквернословие как заразная болезнь. В столицах России, Санкт-Петербурге и Москве, и в царское время были притоны, кварталы, где ютилась беднота, рынки с беспризорниками, и там в подворотнях можно было услышать нечистую брань. Но пышным цветом расцвела она в безбожное время.
Для журнала «Нескучный сад»
Совместимо ли понятие «права детей» с христианской верой?
Главным в семье многие православные считают почитание детьми родителей, послушание им. Им кажется, что само понятие «права ребенка» разрушает эту иерархию, подрывает основы семьи. Кроме того, православных пугает, что защитники детских прав смогут вторгаться в любую семью. Насколько обоснованны эти опасения, должны ли у детей быть права?
На эти вопросы отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ:
- С малолетства детей надо приучать к мысли об обязанностях, настраивать их на служение семье, Отечеству, Богу. Только так можно воспитать в ребенке благородство, рыцарство. Но есть и обязанности взрослых перед детьми. Родители и педагоги должны сделать все от них зависящее, чтобы раскрылись способности ребенка и потребности его души, чтобы он смог превратиться из утенка в белого лебедя. В этом и должна состоять защита прав ребенка. Само по себе это понятие не противоречит христианской вере, все зависит от содержания, которым оно наполнено. Содержание может быть нравственно безупречным.
Известный священник и педагог о том, стоит ли изымать классиков у современников, чем опасна «Гроза» Островского и как объяснить подростку, что такое любовь
Протоирей Артемий Владимиров недавно заявил, что в таких школьных произведениях как "О любви" Антона Чехова, "Куст сирени" Александра Куприна и "Кавказ" Ивана Бунина «воспевается свободная любовь», из-за чего они являются «миной замедленного действия для наших детей». Федеральные СМИ истолковали его слова, как призыв изъять классиков из школьной программы. «Белый Крест» узнал у отца Артемия, что он имел в виду на самом деле, выступая на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, и чем сам зачитывался в школьные годы.
Как предотвратить подростковые самоубийства и подарить ребенку любовь
Волна детских и подростковых самоубийств прокатилась по России. Наверное, нет ничего более страшного, чем гибель детей, особенно гибель, которую можно было предотвратить.
Но для того, чтобы остановить эту кровавую волну, важно понять, в чем ее причины, и как привить нашим детям и подросткам те традиционные ценности, которые помогут оградить их от внутренней и внешней агрессии. О том, как искусственно насаждают культ смерти и нужно ли обсуждать смерть с детьми, рассказал проповедник и православный педагог, старший священник Алексеевского монастыря, протоиерей Артемий Владимировв программе "Образ" на Царьграде.
С чего начинается подлинная любовь? С первой встречи и с первого взгляда, с узнавания друг в друге своей половины. Позднее приходит сердечная убежденность в том, что ему и ей предназначено стать одним целым. Такая встреча состоялась у Царственных мучеников в их ранней юности, и она оказалась судьбоносной.
Чем более проходило дней, недель, месяцев и лет, тем более наследник Российского престола и принцесса Гессенского дома возрастали в чувстве влюбленности и взаимной привязанности. Время сполна испытало их любовь и серьезность намерений. Сегодня молодежь быстро сходится и так же быстро расходится. Чувства-скороспелки недолговечны. Пламя, мгновенно вспыхнувшее, прогорает, если никто не подкладывает в разгоревшийся костер хворост и дрова. Царственные супруги,
Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Наши ученики и воспитанники все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям. Но дело, конечно, не только в учениках, и не столько в них, сколько в учителях: соль оскудевает (см. Лк. 14:34). На смену умудренным, но оскудевшим силой приходят молодые педагоги, которые уже не в состоянии питать детей здоровой пищей, т. е. положительными нравственными установками.
Что же делать, как «горю пособить»? Как жить, и воспитывать, и образовывать?.. Сегодня каждый педагог России должен быть готов вместе с героями-панфиловцами сказать: «Ни шагу назад, отступать нельзя: позади Москва!» Наши питомцы хотят видеть в тех, кто их учит, кто с ними общается, кто их воспитывает, вдохновение.Спросим поэта: «Можешь ли ты творить без вдохновения?» И он ответит: «Если бы я не знал, что такое вдохновение, я был бы просто рифмоплет, а не поэт». Но если мы будем исследовать природу поэтического вдохновения, то узнаем, что это вещь ненадежная. Как правило, вдохновение является плодом страстного, не вполне чистого, с христианской точки зрения, состояния души. Да и к тому же кто знает, когда придет эта муза? Многие поэты месяцами ждали вдохновения.
Но педагоги находятся в другом положении: у них уроки бывают каждый Божий день. Вот почему можно и должно, особенно сегодня, в наше безыдейное, совсем негероическое время, говорить о помазании Духа, помазании, которым мы все запечатлены в Таинствах Крещения и Миропомазания. Сегодня каждый педагог и учитель должен особенно глубоко размышлять об этих Таинствах и всей своей жизнью приобщаться сокрытой в них силе. Сделать это нужно
Интервью
4 апреля 2016
Много лет мне приходится трудиться на педагогическом поприще в Свято-Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители, что на Большой Ордынке.
Друзья, что может быть интереснее общения педагога с детьми?
Цель подлинного урока и состоит в том, чтобы оно состоялось, полное взаимного доверия, радости и любви... Все остальное обязательно приложится, главное, чтобы дети почувствовали себя счастливыми. Именно в этом и состоит призвание, равно и счастье учителя...
Я и пытаюсь на своих уроках осуществить сказанное, хотя получается далеко не всегда...
Елизаветинская гимназия при Марфо-Мариинской обители.
Cо средними классами.
02.04.2014 г.
Елизаветинская гимназия при Марфо-Мариинской обители.
С младшими школьниками.
09.04.2014 г.