1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к Церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, —
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Размышление над прочитанным:
1 Речь идет об Ироде Агриппе, умертвившем Иоанна Крестителя. Спаситель называл этого тирана «лисицей» — существом хищным и коварным. Запятнав себя многими преступлениями, Ирод был весьма зависим от грубых страстей, чем умело пользовались иудеи. Они, под разными предлогами, науськивали правителя против Христовых учеников. А для сатрапа проливать человеческую кровь было делом самым обыкновенным.
2 Первым из двенадцати (вслед за Стефаном) пострадал Иаков, брат Иоанна, от меча Иродова.
Убил ли тот апостола собственноручно? Если и нет, то это не умаляет от жестокости злодея, поднявшего руку на кроткого последователя Господа Иисуса.
Приметим, что Иаков имел прозвище «Старший» и пользовался великим авторитетом в общине верных.
3 Как в последние дни земной жизни Спасителя Ирод и Пилат оказались едиными в суждении о невиновности Иисуса Христа, однако же пошли на поводу у Его врагов, — так это было и теперь. Поощряя кровожадность фанатично настроенных членов Синедриона, «делая им приятное», то есть поступая в угоду их убийственным замыслам, Ирод повелел арестовать Петра, апостола, имевшего первенство чести.
Иудеи, в свое время требуя у Пилата смерти для Иисуса, боялись войти в претор, «чтобы не оскверниться «и вкушать пасху «в чистоте».
Не сатанинское ли «благочестие» — окровавленными руками вкушать святые брашна?
И ныне обрядоверы упросили Ирода «придержать» Петра до окончания их праздника, а уж потом «вывести к народу» — дабы осудить его на смерть.
4 Шестнадцать (!) воинов неусыпно сторожили Петра — такую важность он имел в очах иудеев... И не диво — одна вдохновенная речь апостола могла обратить ко Христу несколько тысяч человек!
5 «Церковь прилежно молилась о нем Богу.»
Мы помним, как в ответ на молитву учеников (с участием Петра) поколебалось место, на котором те стояли.
Сам Спаситель обещает исполнить всякое благое прошение, соборно возносимое Отцу во имя Его Сына...
Достойна внимания вера последователей Христовых, которые больше уповали на силу молитвы, чем на открытое противление властям.
Нет нужды, впрочем, распространять обязательность этого дивного примера на все эпохи и случаи из истории Церкви, гонимой князем века сего.
Но очевидно одно: общая молитва Спасителю, воссылаемая от сердца единодушными христианами, и особенно молитва литургическая, есть, по выражению праведного Иоанна Кронштадтского, таинственный рычаг, приводящий в движение целые народы.
6 Оставалась всего лишь одна ночь до вынесения Петру смертного приговора! Между тем, он настолько доверял Промыслу Божию, что крепко спал, будучи скован цепями. При апостоле неотлучно находились два стража, а остальные бдели за дверью!
Не про него ли за тысячу лет до Рождества Христова говорил один из Давидовых псалмов: «Ты, Господи, дашь возлюбленным своим сон...»
7 Промысл Господень являет свое вышеестественное действие, когда, по человеческому суждению, уже не остается никакой надежды на земную помощь.
Как бесплотный Ангел ударил спящего апостола в бок? Он явился в видимом, как бы телесном, образе, когда темницу внезапно осиял небесный свет.
Сами собою спали с рук цепи, Петр пробудился, услышав голос представшего ему небожителя: «Встань скорее.»
Не время медлить человеку, когда тому вспомоществуют молниеносно перемещающиеся в пространстве ангелы Божии.
8 «Опояшься и обуйся.
Надень одежду твою и иди за мною.»
Петр, как дитя, был послушен руководившему его действиями ангелу.
Думается, потому небожители и не являются самолюбивым и своевольным людям, что те, не навыкши послушанию в обыкновенной жизни, просто не способны воспринимать волений и велений бесплотных вестников.
9 Апостол, как мы знаем, был чист умом и сердцем — и в иных случаях к нему приходили вразумления свыше — посредством небесных видений.
Вот и сейчас, не зная, что все случившееся было действительностью, полагал, будто созерцает видение.
10 Так, он, следуя за Ангелом, оказался на улице! Позади остались два наряда стражи (по несколько воинов) и железные темничные ворота, которые распахнулись перед Петром сами собою.
Сила благодати свершает необъяснимое — грубая материя — цепи, ворота — оказались податливым, мягким воском под незримым воздействием Духа.
11 Ангел стал невидим, когда Петр был уже на известном отдалении от темницы.
Петр «пришел в себя» — к нему возвратились внешние чувства, дотоле замершие; он убедился, что Ангел воистину избавил его от руки Иродовой и не дал иудеям осуществить их бесчеловечное намерение.
Сердце апостола исполнилось радостной благодарностью Богу.
«Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя», — пела его душа на пути к братиям...
Конец, и Богу слава.