Держа слово перед правителем Кесарии римлянином Феликсом, в присутствии дышавших злобой иудеев, апостол Павел сказал:
Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают.
Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми...
Непорочная совесть...
Вот то внутреннее устроение, которое должно быть предметом и целью духовного подвига христианина.
Святой авва Дорофей (VI век по Р.Х.) говорит, что прежде всего должно хранить совесть в отношении вещей, нас окружающих. Ничего не ломать и не портить намеренно, обращаться с каждой вещью бережно, в соответствии с её предназначением.
Это приучает христианина правильно вести себя с людьми. Мы призваны проявлять в отношении ближних деликатность и ненавязчивость, служить им с теплотой души и совершенно бескорыстно. Начальствующие и старшие обязаны требовать с подчиненных и младших исполнения порученного, будучи сами образцом добросовестного отношения к труду для всех.
Главный наш подвиг – в служении Создателю всеми силами души и тела. Непрестанное внутреннее покаяние, сочетанное с молитвой на всяком месте и во всякое время – вот образ мысли и жизни христианина! Стремление прославлять имя Божие мыслью, словом и действием – вот неложный путь к освящению нашего падшего естества благодатью Духа Святого.