«Жизнь государства и жизнь человеческого организма»

Выступление на Рождественских чтениях на тему:

«Жизнь государства и жизнь человеческого организма»

Позвольте мне, дорогие педагоги, учащиеся социального университета и гости этого высшего учебного заведения, поразмышлять о том, что есть, собственно, общество и что для него вера, вера Православная.

Многие не без основания сравнивают жизнь государства, общества с жизнью человеческого организма. И действительно, мерою  жизни общества является человек. Все, что наполняет внутренний мир личности: наши мысли, чувства, начинания – неким образом объективируются, воплощаются вовне и  заквашивают собою жизнь всего общества. Взирая на самих себя и друг на друга, мы наблюдаем много интересного и таинственного: видим замечательную и органичную  связь всех членов человеческого тела между собою; видим, что в теле нет пресловутого «равенства», но есть содружество членов и Богом данная иерархия:  ноги внизу, голова вверху. Средоточием человеческой личности, конечно же, является сердце, хотя без других органов наша жизнедеятельность пресеклась бы. Апостол Павел прекрасно говорит, что Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно (1Кор. 12, 18), каждому дав особое назначение и вложив в каждый из этих членов им присущие силу и способность (см: 1Кор. 12, 14-25).

Таково и общество. Горе ему, если его члены начнут в духе французских просветителей, не вполне достойных этого названия, вместо созидательной деятельности бороться за «свободу, равенство и братство»! Горе голове, которая «ногам покоя не дает»! В человеческом организме, в душе и теле, не должно быть разлада, не должно быть «раздрая» между душой и телом, умом и сердцем. Мне представляется несколько безликой формулировка предложенной нам темы (хотя для научной конференции с ее особым терминологическим аппаратом, может быть, она и подходит): «Фактор религии в жизни общества». Религия – это не фактор, это не придаток, не функциональное действие, но это доминирующая сфера и основа всей жизни общества.

Мы знаем, что сегодня появилось немало больных людей, у которых ослаблен или вовсе отсутствует иммунитет. Эта патология  делает человека совершенно бессильным даже перед детскими болезнями. Вера во Святую Троицу, Богочеловека Иисуса Христа, в основанную Им на земле Церковь – это не просто фактор, но это стержневая ось нашего бытия; это фермент, без которого организм общества обречен на умирание и распад. Вера, как значится в программе конференции, есть дыхание жизни – condiсio sinе qua non – необходимое условие, без которого нет возрастания, консолидации, процветания общества, но есть медленное умирание, загнивание и некроз (распад).

Итак, продолжая эту аналогию между обществом и человеком, прежде всего, укажем на главу. Глава должна быть светлой, мысль человеческая – созидательной. Болезни мозга, расстройство мозговой деятельности обрекают внешне здоровый человеческий организм на бездеятельность и разрушение. И конечно же, общество для его внутреннего бытия, государство, государственно образующая нация не могут обойтись без идеологии, без духовно-нравственных приоритетов. Личность не может существовать без ясного и одушевленного идеала, которому она посвящает «души прекрасные порывы». В наше безгосударственное, или, говоря языком известного почившего барда, «бестальковое» время, многие размышляют о том, какой же быть нашей идеологии. А ведь Христос возвестил нам истину –  православное миросозерцание, в его цельности и завершенности. Двухтысячелетняя церковная культура давно уже сформировала этот  общенациональный государственный идеал, довести который до сознания, ума и чувства каждого  гражданина, возрастного или маленького, является главной задачей просвещенных «верхов», заинтересованных в крепости «низов». Действительно, предлагаемые нам сегодня модели постиндустриального общества потребителей не только не могут заполнить эту зияющую пустоту (а напомним, что природа человеческая не терпит пустоты), но, напротив: чем громче звучат декларации об удовлетворении телесных потребностей человека, тем страшнее бывает нравственное падение обывателя, который не имеет Предмета для благоговейного поклонения, служения, прославления его.

Руки наши, призванные созидать и упорядочивать деятельность человека, суть социальная сфера, та планомерная деятельность, которую каждый из нас должен осуществить, прежде обретя призвание. Действительно, призвание отличается от специальности и профессии  тем, что составляет «святая святых» человеческой души. Каждому из нас необходимо обрести такое поприще, которому мы могли бы отдаться всем сердцем, всем умом, всем существом своим. И конечно же, только религиозное осмысление жизни дает возможность члену общества, особенно юноше, «раздумывающему о своем житии», посвятить любимому делу всю жизнь и, восходя от меры в меру, достичь подлинной высоты, не тщеславия ради, «не ради хлеба куса», а ради Иисуса, что прекрасно выражено словами молитвы: «Да святится имя Твое!».

Самые ноги наши, которые дают человеку возможность перемещаться в пространстве, быть может, по аналогии, мною приводимой, являются олицетворением хозяйственной, экономической деятельности, без которой замирает (особенно это очевидно во время финансового кризиса) жизнь общества. Сегодня вспоминается труд профессора экономики протоиерея Сергия Булгакова «Философия хозяйства», написанный на срезе XIX и XX столетий, в котором этот замечательный ученый, религиозный мыслитель говорит о том, что православная цивилизация, в отличие от католической и протестантской Европы, имеет свою собственную философию хозяйства. Труд «облагораживает человека» лишь тогда, когда он посвящен Создателю, сказавшему: Шесть дней работай, и делай всякие дела Твои; А день седьмый  –  суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9-10). И сегодня, конечно же, много приходится трудиться воспитателям, педагогам, пастырям, родителям, чтобы привить подрастающему поколению философию скромного и честного труженика, без которой, как мы видим, руки опускаются, а благие намерения и извращаются, и обращаются на свою противоположность. Гора способна родить только мышь там, где царствуют коррупция, сутяжничество, ростовщичество, потребительство, там, где вместо здоровой психологии труженика мы наблюдаем хищнические инстинкты (всё и сразу!), на которые особенно падка не умудренная жизненным опытом молодежь. И конечно же, лишь здоровая духовно личность может сообщить некий импульс созидания самому обществу, ибо все мы суть сообщающиеся сосуды, в которых, как известно, уровень жидкости одинаковый.

Сегодня «фактор религии» является доминантой, потому что предсказанный в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов нравственный регресс очевиден ныне для каждого, имеющего мало-мальскую способность изучать действительность и анализировать все происходящее в мире . Сегодня человек, осененный религиозной верой, является воином, который, будучи «один в поле», не должен сдавать свои позиции, потому что только христианское миросозерцание может удержать юношу, девицу от растления, мало-помалу  превращающего существо мыслящее, деятельное, суверенное в обезьяну, уже неспособную к разумной, созидательной деятельности. Только религиозная вера дает нравственную силу супругам сохранять взаимную верность (свойство королей!), между тем как растление и распад супружеской любви является главным детектором и лакмусовой бумажкой, по которой можно прогнозировать скорую гибель социума, возведшего адюльтер, то есть измену, в норму бытия. И конечно же, лишь молитвенная деятельность человеческого духа, внутреннее присущее нам стремление, желание прославлять нашего Творца, вдохнувшего в нас дыхание жизни, является тем стержнем бытия, имея который человек только и может заслужить наименование  homosapiens – «человек разумный».

Будем надеяться, дорогие друзья, что наша конференция поможет нам обрести этот  стержень, эту духовно-нравственную платформу, лежащую в  основании деятельности, направленной на благо возрождения нашей великой Родины. Благодарю вас за внимание.

 

РГСУ,

16.02.09