В день Всех Святых

В День Всех Святых, от века Богу угодивших, в храме звучат евангельские слова об ученичестве Христовом.

Кто любит отца и матерь, сына или дочь более Христа, - не достоин быть Его учеником.

И только те, кто оставили, подобно апостолам, ради имени Иисусова всех( сродников) и всё( дома и поля); только те, кто, отвергшись себя, взяли свой крест, чтобы идти за Спасителем, познают подлинное ученичество...

Что же означает быть учеником Спасителя?

Это значит слышать Евангельское слово и назидаться им, ПРОСВЕЩАЯСЬ невидимым ДЕЙСТВИЕМ Божественной благодати.

Но сказанное предполагает совершенную ПРЕДАННОСТЬ Христу, прилепленность к Его слову наших ума и сердца.

Вот почему от последователя Господа требуется ВНУТРЕННЯЯ ОТРЕШЕННОСТЬ от всего земного.

Иначе плотские пристрастия не позволят пробиться ростку молитвы на свет Божий.

Оставить, «возненавидеть» сродников значит НИКОГО ИЗ ЛЮДЕЙ НЕ ПРЕДПОЧИТАТЬ ХРИСТУ, но возлюбить всех в Боге, так чтобы душа ученика не отдалялась от Создателя из-за пристрастия к Его созданиям.

Язык Спасителя приточный. Иногда под буквой Писания скрывается духовное содержание.

Под именем «отца», быть может, разумеется падший дух. Ведь именно в родстве с диаволом, в порабощении ему душевных и телесных сил состоит вечная погибель человека.

Под именем «матери» - не противно смыслу разуметь похоть, о которой говорили в старину: «сладострастие - всем нам мать»...

Писание узаконяет брак и деторождение, но предостерегает против вредных излишеств чувственности.

Под именем «сына» кто-то понимает помыслы гнева, «дочери» - проявления корысти и лести.

«Поле» есть любостяжание, «дом» - самолюбие, гордостный эгоизм, подавляющий «души прекрасные порывы»...

«Отвергнуться себя», или «возненавидеть душу свою в мире сем», значит обьявить войну живущему в нас злу, с намерением исторгнуть самые корни его при поддержке Божией энергии - благодати Христовой.

«Взять крест свой» - то есть служить Господу со всяким постоянством, возгревая в сердце радостное благодарение.

«Идти вослед Него» - устремляться умом и сердцем Иисусу, вступив с Ним в сокровенный молитвенный союз, основанный на смирении пред Богом и милосердии к людям.

Это путь посилен для каждого ученика Христова, ибо Божественная благодать делает трудное легким, горькое -сладким, а кажущееся невозможным - удобнодостижимым.

Главное в деле спасения - наша решимость в служении Спасителю, которая рождается от любви к Нему.