Проповедь на литургии в день Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Блажен на земле тот человек, который Церковь именует Матерью. И как она, Мать наша, Святая Православная Апостольская Соборная Церковь, умеет дивно утешать своих чад, особенно в дни нарочитых торжеств, великих двунадесятых праздников! Люди, живущие лишь мирскими удовольствиями, тоже имеют свои празднества. Но причины установления земных торжеств и приготовление к ним, и всё, что окружает эти торжества, несравнимо с праздниками Матери Церкви. Пресыщение, блуд, гордость и похоть житейские – вот с чем неразрывно связаны грешные земные праздники. Душа не получает от подобного веселья никакой пользы. Совсем иное – те славные события, которые воспоминает Церковь, делая нас их соучастниками. Особенно это относится к празднику Успения Пресвятой Владычицы Богородицы.

Кончина даже обыкновенного грешного человека всегда производит необыкновенное изменение в умах и сердцах его сродников, тех, кто становятся свидетелями исхода души из тела. Кончина имеет силу пусть на малое время отторгать мысли от земли и устремлять их в неведомое – в вечность. Кончина человеческая, если она совершается на наших глазах, даёт познание Бога, так что сердце ощущает близость к нему Божественного перста. Кончина человеческая заставляет живых сродников чувствовать усопшего куда более близким человеком, нежели во время его болезни. Отошла душа, но её присутствие ощущается в сердцах сродников. В доме воцаряется ни с чем не сравнимая тишина, в нём остаётся место лишь молитвам и воспоминаниям.

Но особенно знаменательна бывает кончина праведного человека, того, кто на земле тщился угодить Богу. Трудно даже описать словом, какой свет, какое обилие мира, какое предчувствие небесного торжества бывает дано ощущать тем, кто провожает в вечную жизнь богоугодного человека! Светлая печаль тогда растворяется с духовной радостью.

Но ныне всё, о чём мы говорим, умножается во сто крат, потому что Успение Пресвятой Богородицы поистине блаженно, и, отходя от нас на Небо, Она не покидает нас, как свидетельствует тропарь праздника («…мира не оставила еси»). Божия Матерь возводится Богом в служение Небесной Учительницы, Помощницы, Врачевательницы рода христианского. Успение Богородицы является для нас не умалением, а прибавлением, потому что на земле Она имела Духа Святого, а по отшествии от нас исполнилась Им так, что невозможно никаким словом это передать или описать. И всё это ради нас, грешных.

Каждый из нас должен уметь воспользоваться, так сказать, торжеством Успения Богородицы, ибо Она, обещая нам Своё непрекращающееся попечение и ныне простирает к небу Свои руки, дабы принять и донести Богу наши молитвы, наш покаянный глас, наши прошения. Матерь Божия есть истинно Учительница рода христианского. Взирая на Её светлый лик, лик Той, Которая возлежит на одре кончины, научимся от Неё трём добродетелям, которые были явлены в самый час Её Успения.

И первая добродетель, о которой сегодня должно сказать применительно к Божией Матери, есть добродетель благодарения и благодушествования. К сожалению, сегодня мало тех христиан, которые позаимствовали у Богородицы эту святыню, ибо многие благочестивы, но одновременно и мрачны, угрюмы, несветлы и неприветливы, они не умеют созидать вокруг себя радость, но чем более молятся, тем более отягощают своих ближних. Не так поступала Пречистая Дева. Она была приветлива, светла, радостна, одушевлена участием к людям; всякий стремился быть к ней поближе, никто Её не сторонился, никому Она никогда не была в тягость, но, напротив, служила всем, без различия званий и состояний. Это свойство было дано Ей по причине непрестанного благодарения. Она воссылала Своему Сыну и Богу благодарственную песнь «Вели´чит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Бозе, Спасе Моем» не только в час Благовещения, но и у Креста, и у Гроба Спасителя, и на Елеонской горе. Она всегда славословила Создателя, находила необходимым благодарить Его даже за самые лютые скорби, которые, как мы знаем, во множестве были попускаемы Ей ради нашего блага. Итак, уметь благодушествовать, уметь находить даже в трудных обстоятельствах светлую сторону, никогда не унывать, но верить, что Бог не даст нам быть искушаемыми больше наших сил, – вот мудрость Богородицы, которую мы должны у Неё заимствовать, если хотим быть совершенными учениками Её Сына.

Вторая добродетель, о которой сегодня можно сказать, есть добродетель кротости и смирения. Матерь Божия прежде Своей кончины не была никому заметна; Она всегда умалялась, всегда уступала место апостолам, никогда не хотела быть предметом общего внимания, хотя, несомненно, была почтена дарами Духа гораздо более, чем прочие последователи Христа. И всё это потому, что Царица Небесная пребывала единой с Единым Богом; для Неё величайшим наслаждением и радостью было собеседование со Христом в тайне сердечной клети, в глубине Своей души. Тот, кто искренно молится, кто стяжал внимательную молитву, тот, кто умеет возверзать печаль свою на Господа, знает, что общение с людьми, как бы ни было оно светло и радостно (я не говорю о совместном участии в Божественной литургии), всегда нас несколько опустошает, всегда ущербляет молитву, а часто и бывает причиной суетности нашего сердца. Итак, взирая на Богородицу, испросим у Неё этот дар, это желание, это стремление учиться ходить пред Богом, забыв всех и вся, для того чтобы здесь, на земле, вкушать полноту благодатного общения с Творцом и Спасителем. Такие люди становятся похожими на Божию Матерь, так что и в уединении их сердце молится за ближних, и общение с людьми становится чрезвычайно плодотворным.

И, наконец, последнее. Пресвятая Богородица, отходя от нас на Небо, свидетельствует миру, что нет на земле ничего драгоценнее сердечной чистоты, о которой сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят. Блюсти чистоту своей души, денно-нощно сражаться с грубыми помыслами, с нечистыми мыслями, блюсти чистоту сердца, запрещая праздным словам сходить с нашего языка, блюсти чистоту сердца, закрывая вход нечистым речам, – вот поистине спасительное и святое занятие. Тот, кто ради Христа стремится соделать своё сердце храмом, становится причастником духовной радости. Ибо там, где чистота, соединённая с любовью, там почивает Сам Бог.

Вот почему так прекрасен лик Богородицы, соединившей в себе и совершенную красоту, и совершенную чистоту, и совершенную любовь.

 

28.08.1993 г.

 

Материал подготовлен сотрудниками архива.

 

P.S. Обращаем ваше внимание, что размещаемые в этой рубрике материалы ещё не были опубликованы автором, поэтому их нельзя использовать для издания. Авторские права защищены. При использовании их в интернет-пространстве необходимо давать ссылки на первоисточник – корректный перепост и на сайт протоиерея Артемия Владимирова