Деяния святых Апостолов, глава 10, стихи 17 – 33

17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,

18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?

19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;

20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.

21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27 И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся.

28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,

31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

 

Размышления над прочитанным:

 

17 — 18. Полученное Петром откровение побуждает его к тщательному осмыслению увиденного.

Такое размышление называется богомыслием, по качеству своему оно близко к молитве, ибо всецело проникнуто благодатью.

18. Только Бог может сопрягать, вплоть до секунды, сокровенную жизнь сердца с соответствующими ей внешними обстоятельствами и событиями.

У людей это называется чудом.

Речь идет о появлении в тот же самый миг посланников Корнилия, выкрикнувших имя Симона, именуемого Петром.

19 — 20. Кто суть святые Божии?

Это те, кто имеют сокровенно обитающего в них Советника — Духа Святого, Который тайно беседует со Своими избранниками, наставляя их «на всякую истину».

Сказавший прежде: «Встань, заколи и ешь», — говорит теперь: «Встань, сойди и иди с ними...»

Апостолы — послушники Духа Святого.

Бог предупреждает все сомнения Петра, свидетельствуя апостолу, что приход этих троих — дело Промысла, точно так же, как и дарованное прежде видение.

21. Петр повинуется и называет свое имя пришедшим, осведомляясь: «за каким делом пришли вы?»

Не все открывает Дух угодникам Божиим, и те смиренно вынуждены иногда вопрошать людей, отнюдь не ощущая себя всеведущими.

Смирение — питающая стихия христианской души и среда обитания Божией благодати.

22. Слуги сотника повествуют о цели своего прихода.

Прежде всего говорят об одобрении Корнилия иудеями — чтобы Петр не погнушался им как язычником.

Упоминают о повелении Ангела, чтобы приглашение прийти в Кесарию не выглядело нескромным (со стороны Корнилия) и не было понято как лишь человеческое волеиз'явление.

23. Петр оказывает пришедшим подлинно христианское человеколюбие, предлагая гостям без стеснения воспользоваться гостеприимством хозяев дома.

Апостолу важно расположить этих людей к себе как посланнику Божию.

Отметим его простоту, человечность и обходительность — неот'емлемые качества служителя Христова.

С каким вниманием, нужно полагать, гости слушали апостола за трапезой, уже их ожидавшей!

Слова апостола — слова Божии.

На следующий день все отправляются в Кесарию.

Петр берет с собой иных из иоппийской братий, чтобы те были свидетелями предпринимаемого дела, которому покровительствует Сам Бог.

24. Отметим, что общие труды в путешествии даруют людям особое чувство единения, почти незнакомое тем, кто искуственно огранивает свое общение с людьми — безысходным пребыванием в домашней обстановке.

Корнилий созывает под своим кровом всех сродников и друзей, разделявших с ним его образ мысли.

В терпеливом и трепетном ожидании благовестника — замечательный пример единодушия и трогательной семейственности, едва ли свойственной нашему времени.

25. Корнилий падает ниц, встречая Петра при входе в дом. Душа сотника чужда и малой примеси самолюбия. Чистота помыслов делает его почти что ребенком по сердцу (но не по уму).

26. Петр поспешно подымает хозяина, ибо в памяти апостола навсегда запечатлелось смирение Христа, собственноручно омывшего ноги учеников на прощальной Вечери.

«Я тоже человек...» — драгоценное слово смирения, достойное запоминания!

27. Петр беседует с Корнилием на пути в дом, видя в сотнике истинно боголюбезную душу.

28. Петр обращает свое слово к людям, его ожидавшим, об'ясняя, что за чрезвычайные обстоятельства сделали возможным появление еврея в собрании «необрезанных».

«Бог мне открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» только потому, что он происходит не от народа израильского...

Приметим, что, отвратившись от Христа, иные из соплеменников апостола и доныне находятся, к великому для них несчастью, во власти подобных представлений.

29. Апостол свидетельствует, что в своих действиях и решениях он руководствуется не собственной, но исключительно Господней волей.

«Итак, для какого дела вы призвали меня?» — вопрошает Петр и предоставляет Корнилию сполна высказаться, чтобы братия из Иоппии собственными ушами удостоверились в призвании язычников в Царство благодати.

30 — 32. Корнилий вновь пересказывает чудесные события, которые побудили его снарядить посольство в Иоппию за человеком Божиим.

Каждый день у Корнилия на счету, все у этого мужа упорядочено — и пост, и молитва, и богомыслие.

Ангела он называет «мужем в светлой одежде» — и по свойственному Корнилию смирению, и по внешнему образу небожителя.

33. Итак, сотник и апостол оказались спорыми (усердными) в осуществлении воли Божией: оба незамедлительно выполнили все, что было возвещено им свыше, — и ныне созерцали друг друга лицом к лицу...

«Теперь все мы, — сказал в заключение Корнилий, — предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.»

Слово проповедующему дается тогда, когда слушатели взирают на него как на истинного служителя Божия.

Жизнь по совести и хождение пред лицем Господа (страх Божий) приуготовили Корнилия и весь дом его к слышанию апостольского слова.

Это слово низвело на слушателей благодать Духа Святого, ибо те уверовали в Сына Божия и крестились во имя Его...

Конец, и Богу нашему слава.