17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,
18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?
19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Размышления над прочитанным:
17 — 18. Полученное Петром откровение побуждает его к тщательному осмыслению увиденного.
Такое размышление называется богомыслием, по качеству своему оно близко к молитве, ибо всецело проникнуто благодатью.
18. Только Бог может сопрягать, вплоть до секунды, сокровенную жизнь сердца с соответствующими ей внешними обстоятельствами и событиями.
У людей это называется чудом.
Речь идет о появлении в тот же самый миг посланников Корнилия, выкрикнувших имя Симона, именуемого Петром.
19 — 20. Кто суть святые Божии?
Это те, кто имеют сокровенно обитающего в них Советника — Духа Святого, Который тайно беседует со Своими избранниками, наставляя их «на всякую истину».
Сказавший прежде: «Встань, заколи и ешь», — говорит теперь: «Встань, сойди и иди с ними...»
Апостолы — послушники Духа Святого.
Бог предупреждает все сомнения Петра, свидетельствуя апостолу, что приход этих троих — дело Промысла, точно так же, как и дарованное прежде видение.
21. Петр повинуется и называет свое имя пришедшим, осведомляясь: «за каким делом пришли вы?»
Не все открывает Дух угодникам Божиим, и те смиренно вынуждены иногда вопрошать людей, отнюдь не ощущая себя всеведущими.
Смирение — питающая стихия христианской души и среда обитания Божией благодати.
22. Слуги сотника повествуют о цели своего прихода.
Прежде всего говорят об одобрении Корнилия иудеями — чтобы Петр не погнушался им как язычником.
Упоминают о повелении Ангела, чтобы приглашение прийти в Кесарию не выглядело нескромным (со стороны Корнилия) и не было понято как лишь человеческое волеиз'явление.
23. Петр оказывает пришедшим подлинно христианское человеколюбие, предлагая гостям без стеснения воспользоваться гостеприимством хозяев дома.
Апостолу важно расположить этих людей к себе как посланнику Божию.
Отметим его простоту, человечность и обходительность — неот'емлемые качества служителя Христова.
С каким вниманием, нужно полагать, гости слушали апостола за трапезой, уже их ожидавшей!
Слова апостола — слова Божии.
На следующий день все отправляются в Кесарию.
Петр берет с собой иных из иоппийской братий, чтобы те были свидетелями предпринимаемого дела, которому покровительствует Сам Бог.
24. Отметим, что общие труды в путешествии даруют людям особое чувство единения, почти незнакомое тем, кто искуственно огранивает свое общение с людьми — безысходным пребыванием в домашней обстановке.
Корнилий созывает под своим кровом всех сродников и друзей, разделявших с ним его образ мысли.
В терпеливом и трепетном ожидании благовестника — замечательный пример единодушия и трогательной семейственности, едва ли свойственной нашему времени.
25. Корнилий падает ниц, встречая Петра при входе в дом. Душа сотника чужда и малой примеси самолюбия. Чистота помыслов делает его почти что ребенком по сердцу (но не по уму).
26. Петр поспешно подымает хозяина, ибо в памяти апостола навсегда запечатлелось смирение Христа, собственноручно омывшего ноги учеников на прощальной Вечери.
«Я тоже человек...» — драгоценное слово смирения, достойное запоминания!
27. Петр беседует с Корнилием на пути в дом, видя в сотнике истинно боголюбезную душу.
28. Петр обращает свое слово к людям, его ожидавшим, об'ясняя, что за чрезвычайные обстоятельства сделали возможным появление еврея в собрании «необрезанных».
«Бог мне открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» только потому, что он происходит не от народа израильского...
Приметим, что, отвратившись от Христа, иные из соплеменников апостола и доныне находятся, к великому для них несчастью, во власти подобных представлений.
29. Апостол свидетельствует, что в своих действиях и решениях он руководствуется не собственной, но исключительно Господней волей.
«Итак, для какого дела вы призвали меня?» — вопрошает Петр и предоставляет Корнилию сполна высказаться, чтобы братия из Иоппии собственными ушами удостоверились в призвании язычников в Царство благодати.
30 — 32. Корнилий вновь пересказывает чудесные события, которые побудили его снарядить посольство в Иоппию за человеком Божиим.
Каждый день у Корнилия на счету, все у этого мужа упорядочено — и пост, и молитва, и богомыслие.
Ангела он называет «мужем в светлой одежде» — и по свойственному Корнилию смирению, и по внешнему образу небожителя.
33. Итак, сотник и апостол оказались спорыми (усердными) в осуществлении воли Божией: оба незамедлительно выполнили все, что было возвещено им свыше, — и ныне созерцали друг друга лицом к лицу...
«Теперь все мы, — сказал в заключение Корнилий, — предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.»
Слово проповедующему дается тогда, когда слушатели взирают на него как на истинного служителя Божия.
Жизнь по совести и хождение пред лицем Господа (страх Божий) приуготовили Корнилия и весь дом его к слышанию апостольского слова.
Это слово низвело на слушателей благодать Духа Святого, ибо те уверовали в Сына Божия и крестились во имя Его...
Конец, и Богу нашему слава.