Деяния святых Апостолов, глава 10, стихи 1 – 16

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем

8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;

12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

 

Размышления над прочитанным:

 

1. Корнилий, не быв обрезанным иудеем, принадлежал к воинскому сословию, в его подчинении находилось не менее 600 человек.

2. Дух сотника тянулся к Всевышнему, как цветок — к солнцу. В тайне сердца он всегда в взывал к Богу.

Зная Моисеевы заповеди, Корнилий слушался голоса своей совести.

Внимая её велениям, этот человек, как видим, отличался отзывчивостью души и был сострадателен к людям.

Все сродники и домочадцы невольно проникались подобным устроением — печать молитвенной тишины и благоговеинства лежала на челе близких ему людей.

3. Возносит в совершенном уединении, по своему обычаю, молитвы к Богу около 3 часов дня («час девятый»).

Не всякому дано зреть явление Ангела и слышать его голос...

Только душа, очищенная долголетним покаянием, стяжавшая сердечную молитву, отличающаяся простотой и незлобием, способна к разумному восприятию Божьего откровения.

4. Понятен и естественен страх при общении с небожителями для скованного телесной немощью человека.

Сама собою приходит в трепет душа человеческая, едва лишь заслышит голос ангельский!

Это слово звучит в глубинах сердечных, пронизывая все существо сознанием неприступного величия Божия.

«Молитвы твои и милостыня взошли пред Богом...» — прекрасное выражение!

Смысл его таков:

Чуждый сомнений, устоявшийся святой образ мысли и соответствующий ему образ жизни мало-помалу привлекают благоволение Господа к добролюбцу.

Такой человек становится способным к восприятию несотворенной Божественной энергии (благодати), а прежде — к спасительной вести о воскресшем Христе.

Благодать Святого Духа даруется исключительно по вере в Господа Иисуса — Победителя греха, смерти и диавола.

5. А вот и само благовестие!

Ангел повелевает отыскать благовестника и дает Корнилию точнейшие указания, как именно это осуществить.

Вспомним, по случаю, Вифлеемских пастырей и полученные ими сходные предписания от небожителя.

6. «...слова, которыми спасешься ты и весь дом твой...»

Подумаем, с какой благоговейной верой воспринял сотник небесное веление! Столько лет он служил, как мог и как себе это представлял, Неведомому Богу, блуждая в необ'ятном море догадок — и, вот, наконец, — впереди показался берег спасения!

7. Ангел стал невидим.

Сердце Корнилия вкушало неведомый ему дотоле мир, именуемый «священным безмолвием сердца».

Душа доброго человека трепетно чаяла благодати.

Сотник призывает близких ему по духу, испытанных в служении людей и пересказывает им видение.

Для чего?

Для того, чтобы тот, кого они должны будут найти, нимало не колебался в решимости исполнить волю Божию и тотчас последовал бы за ними в дом Корнилия.

Приметим, насколько глубоки и чисты души этих простых людей, кажется, и вовсе не способных к размышлению о собственной значимости...

От Кесарии до Иоппии расстояние было около 40 верст — совсем не мало, если речь идет о пешем переходе.

9. Слуги и один из воинов выполняют повеление беспрекословно, ибо им надлежало действовать, а не «рассуждать.»

Они и боялись, и любили своего господина, а тот платил им доверием, столь драгоценным в очах подчиненного люда.

Бог, промышляя о спасении Корнилия (напомним, сотник — из язычников), особым образом приуготовляет Своего апостола к совершенно новому для него делу.

Петр восходит около полудня («около шестого часа») на плоскую кровлю дома с намерением свершить в тишине свои молитвы.

Таковы боголюбцы! Для них нет ничего предпочтительнее уединения.

10. Но Петр — человек и, окончив псалмы, просит приготовить ему трапезу, для восполнения сил.

Ожидание обеда, однако, не препятствует ему устремлять мысли к горнему.

Это знак благодатного бесстрастия!

«...пришел в исступление...» (по-славянски — «нападе ужас на нань»).

Речь идет не о припадке и не о каком-то сотрясении души или тела.

На языке Писания это означает такое воздействие на душу Божией благодати, при котором Дух Святой совершенно скрывает от восприятия христианина всё вещественное, зримое, земное и открывает своему наперснику тайны горнего мира.

11 — 12. Великое откровение Божие, духовное значение которого апостолу предстоит уразуметь...

От меры постижения видения зависят судьбы самой проповеди Евангелия «народам, племенам и языкам».

Это откровение ныне дано Петру потому, что своими собственными силами ему, очевидно, не суждено было подняться до понимания воли Божией.

Полотно знаменует весь мир, а «четыре угла» суть четыре стихии, из которых тот состоит.

Возможно, это и указание на вселенскую значимость видения, его общеобязательность для всех апостолов.

Полотно опускается из отверстого неба — откровение даровано Самим Отцом Небесным, Создателем всех человеков.

Четвероногие, звери, пресмыкающиеся и птицы — образ разных народов земли.

А ведь иудеи почитали их нечистыми...

Язычники, думали евреи, по определению не призваны Богом ко спасению и совершенно отчуждены от Его милости.

Перечисленные разряды живых существ суть символы пороков падшей человеческой природы — ныне искупленной, очищенной и возрожденной Спасителем к вечной жизни.

Четвероногие — это образ суетности, овеществлённости духа и земных пристрастий; а также — необузданной похоти, сладострастия.

Звери — образ жестокосердия, ярости.

Пресмыкающиеся — символ коварства и лукавства, разрушительное воздействие которых весьма сходно со змеиным ядом.

Птицы — это легковесность, неразумие, переменчивость нрава...

Таковы и были «необрезанные» — язычники, столь презираемые иудеями.

Но сами «сыны Израилевы» разве не принадлежали — своими недостойными помыслами и деяниями — к «темному царству» означенных страстей?

Единая благодать Святого Духа, даруемая по вере во Христа Искупителя, избавляет и спасает вчерашних иудеев и язычников от вечной греховной смерти!

13. Небесный голос повелевает Петру вкусить от живности, находившейся в полотне.

Иудеям было запрещено есть так называемых «нечистых животных», которых именно и созерцал Петр в видении.

«Так называемых» — потому что всякое создание Божие чисто.

Это условное разделение на тварей чистых и нечистых призвано было научить благоразумного иудея различению помыслов — в «полотне» собственного сердца.

Каждый из нас и сегодня обязан отревать, прогонять худые, порочные, злые мысли, удерживая в себе праведные, светлые, Божественные...

Небесный приказ: «Встань, заколи и ешь», — есть Божие повеление апостолам отныне обратить благовестие о воскресшем Спасителе мира ко всем народам БЕЗ ИЗ'ЯТИЯ.

Нужно понимать, что тайна вселенской Божественной любви Отца Небесного, явленной в лице Господа Иисуса, была дотоле сокрыта от умов и сердец учеников Христовых — из-за их вчерашней приверженности к иудейству.

14. Петр противоречит Богу — как ограниченный человек, остававшийся до времени в плену иудейских представлений.

В этом проявляется, заметим, его безусловная искренность, цельность и живость характера.

15. Петр слышит вразумление, отповедь СВЫШЕ.

А ведь уста Божии, как он, без сомнения, ведает, неложны.

Не первый раз пылкому в своей любви ко Христу ученику приходится отвергаться себя и своих ложных представлений — ради верности и любви ко Христу!

16. Чудесное видение повторилось трижды — в знак непреложности дарованного всей Церкви откровения.

Итак, с сегодняшнего дня упразднены для первоверховного Петра все сомнения, совершенно разрушена и искоренена цитадель иудейских предрассудков и высокомерия!

«...что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (ты не скверни — слав.).

Петр сходит с кровли мнимой исключительности иудеев — в отношении Божьего избрания — на землю истинного смирения и человеколюбия.

А в это самое время посланные сотником Корнилием слуги уже приближались, после дневного утомительного перехода, к дому кожевника Симона...

Конец, и Богу слава!