32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Размышления над прочитанным:
32. От апостола Павла обратимся к первоверховному Петру, на малое время.
Каждый из служителей Слова духовно окормляет, пользует определенные города и селения. Устраивалось это «распределение» изволением Духа, который ясно изрекал Свою волю устами апостолов.
Замечательно, что они все время пребывали в благовестнических трудах, не забывая вновь и вновь посещать основанные ими общины.
Апостолы напоминают собой кормилиц, всегда готовых поить молоком порученных им детей.
Священное Писание называет верных «святыми» как по причине почивающей на них благодати, так и ради беспорочного их жительства.
Христиане призваны быть «украшением учения», и собственной жизнью им подобает свидетельствовать о своих убеждениях.
Святой, по библейской традиции, – это тот, кто посвящен Господу, а значит – чужд всякой скверны и далек от неправды.
«Будьте святы, потому что Я свят», – говорит нам Бог устами ветхозаветного пророка.
33. «... нашел человека...» Приметим взыскательность и усердие смиренного Петра, который разыскал некоего Энея, поверженного параличем на одр и уже восемь лет остававшегося в этом несчастливом положении.
Апостолы, без сомнения, хорошо усвоили некогда слышанную ими от Спасителя притчу о милосердном Самарянине и потому не жалели ни времени, ни сил в служении людям, особенно тем, кто не мог помочь себе сам.
34. Святой Лука не поясняет нам, вопрошал ли Петр несчастного Энея о вере, прежде чем восставил его со одра призыванием имени Господа Иисуса Христа.
Скажем лишь, что болезни, наипаче долговременные, глубоко смиряют дух человеческий и естественно располагают его к вере.
Приступая к благодеянию, святой Петр ничего не свершает сам от себя, но устами и руками ученика чудотворит Спаситель.
Апостолы подобны иконе. Они являли миру Распятого и Воскресшего, Который жил, говорил и действовал через них.
«Встань с постели твоей. И он тотчас встал».
Апостол повелевает исцеленному встать, чтобы все окружающие были свидетелями этого чуда и, таким образом, дело Божие ни от кого не утаилось.
Эней «тотчас встал».
В его восстании с одра явлена всемощная благодать Христова и ее мгновенное врачующее действие!
35. Жители Лидды и Сароны, хорошо знавшие про болезнь Энея и увидевшие его стоящим на ногах, всем сердцем обратились ко Господу.
Таково истинное чудо – оно всегда благотворно по последствиям.
36. Теперь пойдет речь о благочестивой девице из Иоппии – соседствующего с Лиддой селения.
В нем жила Тавифа, изобиловавшая доброделанием и милостыней. Таков был уклад ее жизни – постоянно и бескорыстно помогать другим — во славу Господа.
Что может быть прекрасней юности, посвятившей себя делам милосердия!
37. Но и молодых, иногда, не щадит смерть — приход ее, увы, часто беззвестен.
По обычаю, тело было опрятано (омыто), однако еще не предано погребению — все со смутной надеждой ожидали Петра.
38. Ученики, находившиеся в Иоппии, воспользовались пребыванием апостола в Лидде и пригласили его прийти в дом Тавифы.
Видимо, свершенное над Энеем чудо мгновенно стало известным во всех близлежащих окрестностях.
Приметим простоту тогдашней жизни: одни не стесняются позвать, а другой не отказывается прийти — невзирая на усталость и ни сколько не помышляя о своем высоком месте в Церкви Божией.
Любовь царствовала во всех и во всем.
39. Община была об'ята скорбью: скоротечная кончина Тавифы отозвалась великой печалью в душах тех, кто любил девицу. А любили ее, как видно, многие — за добродетельный нрав и прилежание к милостыне.
Без лишних слов препровождают великого в горницу, где очам апостола предстали плачущие вдовицы.
Они держали в руках переданные им Тавифой домотканные изделия — плоды ее праведных трудов.
Что это было за зрелище!
Вспомним, что и Сам Господь прослезился у гроба Лазаря,
увидев вокруг Себя плакавших сродников и друзей его...
Значение имени Тавифы — «серна». Это животное упоминается в Соломоновой книге «Песнь песней».
Серна стремительна, но часто движется крадучись.
Не медлила в добрых делах и Тавифа; и весьма вероятно, – она многих одаряла тайно – по заповеди Христовой.
Не сейчас ли только, собравшись у бездыханного тела, все увидели как бы овеществленные добродетели умершей девушки — с любовью сшитые ею рубашки и платья?
40. По примеру Спасителя, Петр молится над усопшей в уединении — прежде сказав всем присутствовавшим спуститься вниз.
В отличие от Спасителя, преклоняет колени, ибо Тот – Бог, а этот – человек.
Христос повелевает, Петр ходатайствует, Учитель молвит, ученик молит; но и тогда, и сейчас действует единая сила Христова.
Там – непосредственно от Бога, здесь – чрез посредство Его апостола.
Смотря на мертвое тело, Петр говорит душе праведницы: «Тавифа, встань!»
«И она открыла глаза свои и увидев Петра, села.»
Краток и сдержан в своем свидетельстве евангелист Лука.
Но дело говорит само за себя.
Зиждительное слово Петрово повелевает и смертью!
Дух Святой устами апостола возвращает девичью душу в ее телесный чертог.
Душа, освященная благодатью, тотчас животворит тело, сообщая тому силы к жизнедеятельности.
41. Петр простирает руку и подымает Тавифу живой со смертного одра!
Не так ли — в «день шестый» — Отчая длань была простерта новосотворенному Адаму, которого Бог затем ввел в Эдем — «возделывать и хранить Рай»?
Петр зовет вдов и «святых», то есть учеников, чтобы все удостоверились в милости Божией, явленной Церкви воскрешением Тавифы.
Приметим, что не все вдовицы могли принадлежать Церкви, во всяком случае, иные из них; значит, Тавифа творила милостыню «невзирая на лица» — как истинная человеколюбица.
Подлинно, «милость возвышается над Судом, а «милостыня и от смерти избавляет.»
Вдовицы с их слезами на щеках и сшитыми Тавифой рубашками в руках суть евангельские «друзья», которых мудрая дева приобрела «богатством неправедным».
Теперь, когда она «обнищала»- скончалась — те принимают милостивую Серну «в небесные кровы»- ходатайствуют за нее пред Богом, воскрешающем девицу из мертвых.
Напомним, на всякий случай, что «неправедное богатство»- на языке Евангелия — суть все, дарованное нам Господом «во временное пользование»; все, за что Он потребует с нас отчет на Суде: это и душа наша, и тело с их многообразными способностями и талантами.
«Истинным богатством» именуется благодать Духа Святого, стяжеваемая и умножаемая через правильное употребление «богатства неправедного», которое
подобает расточать на служение ближним.
42. Вот и Иоппия, как прежде Лидда, стала свидетельницей великих дел Божиих — «и уверовали многие в Господа».
«Многие уверовали», потому что воскрешенная Тавифа и исцеленный Эней и без слов проповедывали лучше и громче, чем те, дела которых находятся в противоречии с учением веры.
Уверовали, очевидно, не все,
ибо и в наши дни есть такие люди, которые не уверуют, — «даже если мертвые воскреснут».
Господь никого никогда не неволит, но Он, как чадолюбивый Отец, истощает в избытке имеющиеся у Него средства премудрости, силы и благости, чтобы все пришли «в познание Истины и спаслись».
Конец, и Богу нашему слава!