Деяния святых Апостолов, глава 9, стихи 32 – 42

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.

39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Размышления над прочитанным:

 

32. От апостола Павла обратимся к первоверховному Петру, на малое время.

Каждый из служителей Слова духовно окормляет, пользует определенные города и селения. Устраивалось это «распределение» изволением Духа, который ясно изрекал Свою волю устами апостолов.

Замечательно, что они все время пребывали в благовестнических трудах, не забывая вновь и вновь посещать основанные ими общины.

Апостолы напоминают собой кормилиц, всегда готовых поить молоком порученных им детей.

Священное Писание называет верных «святыми» как по причине почивающей на них благодати, так и ради беспорочного их жительства.

Христиане призваны быть «украшением учения», и собственной жизнью им подобает свидетельствовать о своих убеждениях.

Святой, по библейской традиции, – это тот, кто посвящен Господу, а значит – чужд всякой скверны и далек от неправды.

«Будьте святы, потому что Я свят», – говорит нам Бог устами ветхозаветного пророка.

33. «... нашел человека...» Приметим взыскательность и усердие смиренного Петра, который разыскал некоего Энея, поверженного параличем на одр и уже восемь лет остававшегося в этом несчастливом положении.

Апостолы, без сомнения, хорошо усвоили некогда слышанную ими от Спасителя притчу о милосердном Самарянине и потому не жалели ни времени, ни сил в служении людям, особенно тем, кто не мог помочь себе сам.

34. Святой Лука не поясняет нам, вопрошал ли Петр несчастного Энея о вере, прежде чем восставил его со одра призыванием имени Господа Иисуса Христа.

Скажем лишь, что болезни, наипаче долговременные, глубоко смиряют дух человеческий и естественно располагают его к вере.

Приступая к благодеянию, святой Петр ничего не свершает сам от себя, но устами и руками ученика чудотворит Спаситель.

Апостолы подобны иконе. Они являли миру Распятого и Воскресшего, Который жил, говорил и действовал через них.

«Встань с постели твоей. И он тотчас встал».

Апостол повелевает исцеленному встать, чтобы все окружающие были свидетелями этого чуда и, таким образом, дело Божие ни от кого не утаилось.

Эней «тотчас встал».

В его восстании с одра явлена всемощная благодать Христова и ее мгновенное врачующее действие!

35. Жители Лидды и Сароны, хорошо знавшие про болезнь Энея и увидевшие его стоящим на ногах, всем сердцем обратились ко Господу.

Таково истинное чудо – оно всегда благотворно по последствиям.

36. Теперь пойдет речь о благочестивой девице из Иоппии – соседствующего с Лиддой селения.

В нем жила Тавифа, изобиловавшая доброделанием и милостыней. Таков был уклад ее жизни – постоянно и бескорыстно помогать другим — во славу Господа.

Что может быть прекрасней юности, посвятившей себя делам милосердия!

37. Но и молодых, иногда, не щадит смерть — приход ее, увы, часто беззвестен.

По обычаю, тело было опрятано (омыто), однако еще не предано погребению — все со смутной надеждой ожидали Петра.

38. Ученики, находившиеся в Иоппии, воспользовались пребыванием апостола в Лидде и пригласили его прийти в дом Тавифы.

Видимо, свершенное над Энеем чудо мгновенно стало известным во всех близлежащих окрестностях.

Приметим простоту тогдашней жизни: одни не стесняются позвать, а другой не отказывается прийти — невзирая на усталость и ни сколько не помышляя о своем высоком месте в Церкви Божией.

Любовь царствовала во всех и во всем.

39. Община была об'ята скорбью: скоротечная кончина Тавифы отозвалась великой печалью в душах тех, кто любил девицу. А любили ее, как видно, многие — за добродетельный нрав и прилежание к милостыне.

Без лишних слов препровождают великого в горницу, где очам апостола предстали плачущие вдовицы.

Они держали в руках переданные им Тавифой домотканные изделия — плоды ее праведных трудов.

Что это было за зрелище!

Вспомним, что и Сам Господь прослезился у гроба Лазаря,

увидев вокруг Себя плакавших сродников и друзей его...

Значение имени Тавифы — «серна». Это животное упоминается в Соломоновой книге «Песнь песней».

Серна стремительна, но часто движется крадучись.

Не медлила в добрых делах и Тавифа; и весьма вероятно, – она многих одаряла тайно – по заповеди Христовой.

Не сейчас ли только, собравшись у бездыханного тела, все увидели как бы овеществленные добродетели умершей девушки — с любовью сшитые ею рубашки и платья?

40. По примеру Спасителя, Петр молится над усопшей в уединении — прежде сказав всем присутствовавшим спуститься вниз.

В отличие от Спасителя, преклоняет колени, ибо Тот – Бог, а этот – человек.

Христос повелевает, Петр ходатайствует, Учитель молвит, ученик молит; но и тогда, и сейчас действует единая сила Христова.

Там – непосредственно от Бога, здесь – чрез посредство Его апостола.

Смотря на мертвое тело, Петр говорит душе праведницы: «Тавифа, встань!»

«И она открыла глаза свои и увидев Петра, села.»

Краток и сдержан в своем свидетельстве евангелист Лука.

Но дело говорит само за себя.

Зиждительное слово Петрово повелевает и смертью!

Дух Святой устами апостола возвращает девичью душу в ее телесный чертог.

Душа, освященная благодатью, тотчас животворит тело, сообщая тому силы к жизнедеятельности.

41. Петр простирает руку и подымает Тавифу живой со смертного одра!

Не так ли — в «день шестый» — Отчая длань была простерта новосотворенному Адаму, которого Бог затем ввел в Эдем — «возделывать и хранить Рай»?

Петр зовет вдов и «святых», то есть учеников, чтобы все удостоверились в милости Божией, явленной Церкви воскрешением Тавифы.

Приметим, что не все вдовицы могли принадлежать Церкви, во всяком случае, иные из них; значит, Тавифа творила милостыню «невзирая на лица» — как истинная человеколюбица.

Подлинно, «милость возвышается над Судом, а «милостыня и от смерти избавляет.»

Вдовицы с их слезами на щеках и сшитыми Тавифой рубашками в руках суть евангельские «друзья», которых мудрая дева приобрела «богатством неправедным».

Теперь, когда она «обнищала»- скончалась — те принимают милостивую Серну «в небесные кровы»- ходатайствуют за нее пред Богом, воскрешающем девицу из мертвых.

Напомним, на всякий случай, что «неправедное богатство»- на языке Евангелия — суть все, дарованное нам Господом «во временное пользование»; все, за что Он потребует с нас отчет на Суде: это и душа наша, и тело с их многообразными способностями и талантами.

«Истинным богатством» именуется благодать Духа Святого, стяжеваемая и умножаемая через правильное употребление «богатства неправедного», которое

подобает расточать на служение ближним.

42. Вот и Иоппия, как прежде Лидда, стала свидетельницей великих дел Божиих — «и уверовали многие в Господа».

«Многие уверовали», потому что воскрешенная Тавифа и исцеленный Эней и без слов проповедывали лучше и громче, чем те, дела которых находятся в противоречии с учением веры.

Уверовали, очевидно, не все,

ибо и в наши дни есть такие люди, которые не уверуют, — «даже если мертвые воскреснут».

Господь никого никогда не неволит, но Он, как чадолюбивый Отец, истощает в избытке имеющиеся у Него средства премудрости, силы и благости, чтобы все пришли «в познание Истины и спаслись».

Конец, и Богу нашему слава!