20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Размышление над прочитанным:
20. «Иисус есть Сын Божий...» Вот суть Евангелия и само спасительное благовестие!
«От избытка сердца глаголют уста человеческие ...» Сердце Савла переполнено, Дух Святой, вселившийся в ученика Христова, побуждает его свидетельствовать об Истине без малейших отлагательств.
21. Не только Анания (со страхом), но и многие верные (теперь со страхом и радостью) дивятся перемене, свершившейся с Савлом.
Человеку трудно вобрать в свои ум и сердце представление о величии Божией любви, милующей и возрождающей тех, кто приступает служить Господу с нераздвоенными мыслями.
Тьма становится светом, зло претворяется в добро, вчерашний мучитель и гонитель сегодня проповедует Евангелие.
«Се, творю все новое», – сказал Господь...
22. И поныне ослеплённые неверием иудеи не приемлют Иисуса как Христа — Мессию — ожидая своего, ложного — антихриста.
Савл был доверенным лицом cинедриона, ему прочили сан первосвященника — можно понять замешательство иудеев, отказывавшихся верить очам и ушам своим. В самом ужасном сне не могли они предвидеть такое...
Стороживший одежды убийц Стефановых становится верным стражем Церкви Христовой и дерзновенным глашатаем Истины.
23. Проходит довольно времени, а Савл лишь восходит от силы в силу. Слово, льющееся из уст его, подобно неудержимому потоку. Нет плотины, которая могла бы воспрепятствовать этому стремительному течению.
«...согласились убить его...» — очевидное свидетельство бессилия врагов пред лицом Истины.
24. Теперь и Савл познает, что значит быть предметом убийственных замыслов.
Однако принимает случившееся как должное.
Всю оставшуюся жизнь, каждый день его апостольского служения будет наполнен смертоносными ковами против него со стороны неуверовавших соплеменников.
День и ночь убийцы стерегут Савла у ворот города — так диавол обращает всю энергию подвластных ему душ на разрушение.
Бог каждый раз открывает Савлу через верных людей козни иудеев — в знак Своего попечения об «избранном сосуде».
25. Приметим сплочённость и взаимную любовь христиан. Ученики изобретательны и энергичны в усилиях сохранить жизнь проповедника. Ночью они спускают его в корзине через крепостную стену.
Прекрасный пример благоразумия Савла.
«Когда вас гонят из одного города, бегите в другой», — заповедал Своим служителям Христос. И Сам Он так поступал, заблаговременно удаляясь от преследователей в безопасное место.
26. В Иерусалиме ученики хорошо помнили о жестокостях Савла, ещё недавно терзавшего Церковь. Все бояться верить его обращению. Попытки агнца пристать к стаду не находят успеха — иерусалимские христиане в нем по-прежнему видят льва.
27. Варнава вводит Савла в круг общения верных. С тех пор этих апостолов будут связывать особо доверительная дружба и общие труды благовествования.
Приметим значение рекомендации со стороны уважаемого прочими лица — в делах церковных. Не сам Савл, а Варнава повествует общине об обстоятельствах обращения Савла на пути в Дамаск и его жизни в городе, где тот стал учеником.
28. Савл принят Иерусалимской церковью и пребывает с верными безысходно. С тех пор он будет пользоваться безусловной признательностью и доверием Церкви в ответ на своё жертвенное служение людям.
Основная черта характера Савла — неустрашимость в проповедании слова Божия. Поистине — «ни гонения, ни меч» не могли «отлучить его от любви Божией...»
29. Благочестие и учёность Савла, а ещё более — благодать Господня — делают его победоносным в прениях о вере с иудеями рассеяния (еллинистами), каковых всегда великое множество пребывало во святом граде Иерусалиме.
Опять знакомый ответ со стороны посрамленных противников Христа — покушение на жизнь Его свидетеля.
30. И вновь Господь опрокидывает их злые замыслы. Братия, дорожившие Савлом как зеницей ока, предузнав о планах иудеев, препровождают светильника веры в Кесарию и затем — в Тарс, его родной город. Там Савл будет пребывать в относительной безопасности известное Богу время.
31. Слово Господне «промчалось» уже по всей Палестине.
Гонения временно утихли.
Ученики «назидались и ходили в страхе Божием» — «пребывали в молитвах и молениях, преломляя по домам хлеб в простоте и веселии сердца».
Бог являет Себя «живым и действующим» в Церкви, поставляя каждого ученика пред лицом Своим. Церковь всегда живет Евхаристией, дающей жизнь миру.
Господь «ежедневно прилагает спасаемых к Церкви», сообщая ей тем самым таинственный рост. Свершается сие силою Духа Святого, утешение которого в сердцах верных суть: «мир, радость, долготерпение, вера, кротость, воздержание...»
Венец же всего и само совершенство — любовь, «пребывающая во век»...
Конец, и Богу нашему слава!