Деяния святых Апостолов, глава 9, стихи 1 – 19

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику

2 И выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

 

Размышления над прочитанным:

 

Савл... Таково имя будущего первоверховного апостола.

1. Его руки только что были обагрены кровью первомученика Стефана, забитого насмерть неистовыми иудеями.

Ослеплённый ревностью не по разуму, Савл напоминает раз'яренного льва.

«Дыша угрозами и убийством...», он не знает покоя в своём желании извести на корню «назорейскую ересь» и полагает, что творит угодное Богу, проливая кровь Христовых учеников.

2. Не ограничившись Иерусалимом, идет в Дамаск, не щадя мужчин, подымает руки и на женщин...

Таково действие воспалённого ложной мыслью ума, такова разрушительная энергия воспламенённой фанатизмом крови.

Приметим, что Савл действует «по предписанию», заглушая в себе естественное сострадание «буквой закона».

3. Бог, неисследимый в путях Своих, чудесно открывается неведущим Его, если те, и заблуждаясь, не раздваиваются в совести и искренно мыслят о себе как о служителях Единого.

4. «Савл, что ты гонишь Меня?» — услышал он голос из среды неприступного света, внезапное осияние которого повергло всех наземь.

Приметим, что всякий, терзающий христиан и досаждающий Церкви, враждует с Самим Господом.

«Церковь есть Тело Христово, всегда ломимое», — сказал как-то Святейший Патриарх Алексий I, размышляя о судьбах христианства в богоотступническом мире.

5. В ответ на вопрос — «кто Ты?» — Савл слышит: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Имя Иисусово Савл знал хорошо. Мучая и убивая христиан, он, в безумии своём, заставлял их хулить Господа.

Ныне это имя, как гром, как молния, как рожон*, поразило гонителя в самое сердце.

(* Рожон — острый кол.)

«Бог поругаем не бывает»...

Тварь, подымающая пяту на своего Творца, на себе самой непременно познает тщету собственных боговраждебных намерений.

6. «Что мне делать?» — вот вопрос, достойный Бога.

Вот вопрос, свидетельствующий об искренности ошибочных действий Савловых.

Едва лишь сердце его познало Господа, — он всеми фибрами души своей, всеми клеточками тела устремился к Иисусу — с готовностью служить еще недавно им Гонимому до последнего издыхания.

Господь повелевает Савлу идти в Дамаск, обещая отныне во всем руководствовать Своего раба.

Приметим, что тому открыто тогда совсем немногое. Савл, как малое дитя, будет теперь всецело уповать на Иисуса, не зная, что принесет ему завтрашний день.

7 — 8. Силой Духа Божиего Савл слышал и уразумевал глас Божий, хотя лишился телесного зрения от облистания Божественного света; прочие оцепенели, не разумея ничего из происшедшего, наподобие римских стражников у гроба Господня, ставших свидетелями таинственного землетрясения.

9. Три дня Савл ни ел и не пил. Погруженный в себя, он внимал единственно своей душе, которая познала Господа в «неприступном свете Его славы»...

10. Евангелист Лука приоткрывает нам действия Божественного Промысла. Господь является Анании, верному рабу Своему, через руки которого Дух Святой возродит Савла в таинстве Крещения.

11 — 12. Дивны дела Господни! Поистине у Создателя на ладони и прошедшее, и настоящее, и будущее. Анания получает свыше ясные и подробные указания к действию, из которых мы убеждаемся, что Бог, по выражению царя Соломона, «все расположил числом, мерою и весом».

Творец — источник истинного ведения, точного знания и премудрости.

Человек, который имеет в себе Духа Святого, испытуя «и глубины Божии», в совершенстве познает всё земное — силою того же Духа.

Господь отверзает Анании сокровенные тайны Савловой души — но в нужную для дела меру.

13 — 14. Анания — человек, «и ничто человеческое ему не чуждо». Немощный служитель трепещет, по-детски представляя Господу свои сомнения. Ему трудно было (ввиду общей нам ограниченности) поверить в происшедшее с Савлом решительное и стремительное изменение, как и апостолам нелегко было уверовать в восстание Учителя из гроба.

15 — 16. «Иди», — повелевает Господь, отметая все сомнения колеблющегося человеческого ума. Называет Савла «избранным сосудом» — чтобы мы благоговели перед Божиим всеведением и человеколюбием и не решались судить о человеке по делам сегодняшнего дня. «Силен Бог восставить его», ибо «благость Господня» ведет каждого из нас к покаянию.

Савлу предстоит «много пострадать за имя Иисусово» — «восполняя недостаток страданий Господних в теле своем» — по собственному признанию святого апостола, сделанному им впоследствии.

Для первоверховного все скорби и болезни, сопряженные со «священнодействием проповеди», представляются честью, славой и венцом победы.

«Я язвы Господа Иисуса в теле моем ношу», — скажет он позже о высоте своего благовестнического служения.

17. Анания, как пророк, являет Савлу всеведение Божие, пересказывая ему случившееся на пути в Дамаск.

Это подвигает Савла совершенно верить и остальному, что только ни будет ему сказано далее.

18. Духовное просвещение предваряется исцелением глаз от слепоты. Достопамятное чудо — которое побуждает вспомнить и нашего князя Владимира, обретшего в корсуньской купели врачевание и души, и тела.

О, с какой жаждой и верой принял Савл святое Крещение!

В чудном изобилии сошел на него Дух Святой через последующее руковозложение.

Велика вера — велики и дары благости Божией...

19. Пришло время и для телесной пищи.

Наше тело нуждается в укреплении тогда, когда душа уже насыщена нетленных яств и пития — благодати Духа Святого.

Савл пребывает некоторое время в сообществе учеников — постигая тайну Церкви и участвуя в Евхаристии, верным служителем которой он станет.

Тело и кровь Господни отныне будут для него всем — и светом, и воздухом, и самой жизнью...

Конец, и Богу нашему слава!