Деяния святых Апостолов, глава 8, стихи 26 – 40

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,

28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.»

32 А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.»

34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

 

Размышления над прочитанным:

 

Всё удивительно в этом повествовании. И неслучайно, что даже такие испорченные гордыней люди, как волхвователь Симон, внимали диакону Филиппу, свершавшему своё благовестническое служение при явном содействии Святого Духа.

Апостолу в его трудах вспомоществуют небожители. Ангел Господень, невидимо соприсутствуя Филиппу, открывает ему волю Господа, направляет в нужную сторону стопы проповедника; тот беспрекословно повинуется, будучи, по смирению и чистоте души, способным воспринимать наития Божией благодати.

Вот высота апостольского призвания — служить одушевлённым, разумным орудием Духа! Это служение не может быть осуществлено прежде полного освобождения от страстей и влияния демонов, невозможно без стяжания нравственной чистоты и благодатного смирения.

К кому же направляет Господь Своего Апостола? К жителю полуденной страны, хранителю сокровищницы царицы Эфиопской. Ни пребывание в языческой стране, ни забота о сребре и злате (пристрастие к которым погубило и губит многих) не воспрепятствовали добролюбцу за предшествующее время приобрести правые понятия о едином Боге. Проводниками к Истине стали, очевидно, библейские пророки, книгу одного из которых прилежно изучал вельможа, сидя на колеснице, по пути домой из Иерусалима.

Божия благодать витала над эфиоплянином... Из чего это видно? Дух Святой, руководивший Филиппом, повелевает тому приблизиться к колеснице царского вельможи — конечно же с одной целью — обратить к читающему Писание слова спасения.

Замечателен ответ евнуха на вопрос: «Разумеешь ли, что читаешь?» – «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?»

Здесь угадывается подлинное смирение человеческого ума перед непостижимым Богом и Его Откровением, запечатлённым в Писании.

Говорят, что гордость ума — это наивная убеждённость в собственной способности постигать суть вещей без обращения к Богу. Подобное заблуждение является предпосылкой вечной гибели человеческой души.

Вельможа просит незнакомца об'яснить прочитанные стихи из пророка Исайи. Сердце подсказало Эфиоплянину, что Филипп послан ему Богом. В самом вопросе — «разумеешь ли,что читаешь?» — слышалось неземное ведение.

Сокровищехранитель знал, быть может, об Иоанне Крестителе, но не слышал его слов о Христе: «Се, Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира...» Неиз'ясним и таинственен «род» (рождение) Слова: в вечности — от Отца (по Божеству), во времени — от Марии Девы (по плоти).

Извинительно неведение евнуха, но похвально усердие в чтении и стремление к познанию. Иные годами не раскрывают Писание, находясь у себя дома, а он улучает любую минуту для приобщения слову Божию, невзирая на трудности, связанные с путешествием.

«Вера от слышания», — свидетельствует Апостол Павел. Награда за жажду слышания слова Божия — послание жаждущему того, кто проповедует это слово.

Ушей вельможи достигает имя Иисусово — и тотчас на Божественное имя отзывается сердце, алчущее веры и благодати.

«Что препятствует мне креститься?» — вопрошает евнух, видя воду близ дороги.

Сердечная вера в Искупителя — Господа Иисуса Христа Сына Божия — главное условие к принятию Крещения! Верный признак готовности его принять — покаяние в грехах. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», — изрекает Спаситель.

Свершать Крещение дано не каждому, но поставленным на то Церковью служителям — к числу таковых принадлежит и Филипп, получивший от рук апостольских соответствующее преподаяние Духа.

Отметим, что оба, крещающий и крещаемый, сошли в водоём — для того именно, чтобы евнух мог трижды сокрыться в крещальных водах.

Церковь от начала приняла за правило троекратное погружение, что подлежит неукоснительному соблюдению и доныне.

В отсутствие того, кто, подобно Иоанну и Петру, возложивших руки на самарян, мог бы низвести Духа Божия на новокрещёного, Бог священнодействует Сам! Это не правило, но «исключение», свидетельствующее, что Господу «всё возможно» и Он пребывает с нами — Своей Церковью — «во все дни до скончания века».

Плод рождения свыше — радость о Господе, «которой у нас никто не отнимет» и которая свидетельствует, что мы, находясь среди скорбей, в земной юдоли покаяния и плача, право шествуем узкой стезей богоугождения.

Филипп, восхищенный ангелом, становится невидим, а просвещённый верой Христовой вельможа Ефиопской царицы в мире и радовании сердца продолжает свой путь, руководствуемый благодатью Духа.

Приметим, что общение людей в Церкви подчинено общению с Господом. Господь освящает верных Своим невидимым присутствием и упорядочивает их общение к пользе и спасению душ, уча нас блюсти меру во всём, что относится к делам человеческим.

P.S. Филипп «оказывается» в Азоте. Он, очевидно, и сам не ведает, куда принесет его Дух... Святой диакон ведает лишь свою святую обязанность благовествования, которую и исполняет с великим тщанием, проповедуя по всем городам, вплоть до Кесарии.

Иисус для него — драгоценный бисер и небесное сокровище! Чем более Филипп делится благодатью слова с людьми, тем более сам обогащается — чтобы сторицею в день Суда отдать Владыке вверенные ему на земле таланты.

Конец, и Богу нашему слава!