Деяния святых Апостолов, глава 8, стихи 18 – 25

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,

19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;

23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

 

Размышления над прочитанным:

 

«Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго».

Вот один из самых ужасных (после богоубийства) грехов, о которых поведал нам святой евангелист Лука...

Увидев, что Дух «подается», окаянный Симон решил, что Дух и продается!

Держась неотступно, после собственного крещения, диакона Филиппа и изумляясь силе Божией, действовавшей через него, Симон пригрел в сердце своем змею — помысел «купить» Апостольскую благодать! Что им двигало? Несомненно, — демоническая гордость, ибо волхв давно привык властвовать над людскими умами.

«Принес им деньги...» — то есть выносил грех, всё тщательно обдумал, решив расстаться с деньгами (а это было совсем нелегко для него), в надежде получить бо'льшие.

Каким образом? Продавая за мзду то, чего ещё не имел, но что только чаял получить — власть и дар Апостольские — низводить благодать Божию на новокрещёных учеников.

Впоследствии этот грех против Духа Святого (торговать дарами Божиими, взимая плату за рукоположение в священный сан) получит, «в честь» своего «изобретателя», наименование «симонии».

Насколько же отличались тёмные помыслы этого человека от горящей веры во Христа, жертвенного человеколюбия и бескорыстия святых Апостолов! Супостат диавол, не успокоившись погублением Иуды, к несчастью, нашел достойного предателю преемника!

«Но Петр сказал ему [Симону]: сребро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды».

Неизвестно, знал ли Симон о печальной участи лукавых Анании и Сапфиры, скончавшихся в единочасии у стоп Петровых (Деян. 5, 1 — 11), но грех его не становится по этой причине менее извинительным.

«Погибель» отверзлась тогда перед очами волхва, наподобие земли, расступающейся под ногами.

Единый помысел, принятый умом и усвоенный сердцем, может быть причиной вечной гибели человека!

Грех ещё не доведен до дела, но Бог, «судящий тайное человеков», принимает намерение за самое дело.

Сребролюбие есть поистине «матерь всех зол», будучи в существе своем богомерзким идолопоклонством.

Нет — не быть Симону среди благовестников Евангелия, никогда не сподобится он апостольского «жребия»!

Очевидно, с раздвоенным — «неправым» — сердцем приступил чародей к купели Крещения, думая служить единовременно и «Богу, и маммоне».

Очи Петровы, просвещённые действием Духа, зрят «горькую желчь» гордыни и корысти в сердце отступника. Увы, крепки «узы неправды», которыми тот опутан.

Что это за узы? Видимо, — зависть, тщеславие, лукавство, злоба — совершенно чуждые истинным чадам Божиим.

Но знает святой Апостол, как немощен человек и как легко может быть каждый из нас уловлен в сеть диавола.

«Сын человеческий пришел не губить, а спасать души...»

«Не хочет Бог смерти грешника, но дабы тот обратился и был жив...»

«Покайся и молись...» — повелевает Симону Апостол. Никто и ничто не спасет человека от гибельных последствий содеянных им грехов, если он сам не обратится к Искупителю с сердечным покаянием и мольбой!

«Быть может, отпустится тебе помысел сердца твоего...» — милость Божия к кающимся безмерна, хотя сам Петр, кажется, и не находил ныне оправдания этому человеку. Да, Апостол — не каратель, но истинный пастырь — человек, некогда помилованный в награду за слёзное покаяние.

«Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами».

Волхв не представляется здесь совершенно неверующим. Страх за вечную участь души породил в нём своеобразное смирение. Осуждённый, он взывает к Апостолам Петру и Иоанну, исповедуя власть Судии всех Бога над собою.

История Апостольской Церкви, впрочем, говорит о последующем совершенном ожесточении мага и его страшной гибели — в назидание отступникам от обетов веры.

«Они же [Петр и Иоанн], засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие».

Апостолы — свидетели Христова воскресения. Их слово об Искупителе было свидетельствовано и подтверждаемо «знамениями» — явлениями Духа и силы Божией. Одно из этих знамений — случай с Симоном-волхвом,строго наказанным в его гордыне и безумном желании получить Божественную власть за тленное серебро.

Проповедь приносит сторичный плод в весях Самарии, покуда несчастный волхв пребывает в тяжком томлении духа; однако, и смертно согрешив, он не лишён совершенно надежды на спасение, которое находится в руках нашего свободного произволения.

P.S. Отметим для себя, друзья, как настойчиво пытались «солидаризироваться» со святыми проповедниками Евангелия недостойные люди — «лукавые делатели», по выражению святого Апостола Павла.

Но Бог видит души человеческие в их предельной глубине, безошибочно зная тайну расположений и намерений сердечных.

Завершим же сегодняшнее размышление над словами Священного Писания свидетельством воскресшего Христа:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, мало креститься — должно ещё и «веровать».

Для учеников Христовых — веровать и жить по вере — понятия нераздельные...

Конец, и Богу нашему слава!