Деяния святых Апостолов, глава 8, стихи 5 – 17

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.

6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8 И была радость великая в том городе.

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

 

Размышления над прочитанным:

 

Святой евангелист Лука повествует о проповеди слова Божия в городе Самарийском, среди его жителей, презираемых иудеями за смешение Моисеева закона с язычеством.

О бедственном нравственном состоянии самарян можно судить по успеху некоего Симона, который перед пришествием апостола Филиппа «волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхованиями».

Когда в умах царствует смешение духовных понятий и сочетается несочетаемое (сегодня это называется эклектическим мировоззрением), сердца легко впечатляются всем, что бьёт на внешние чувства (внешними эффектами). Лишённые истинного богопознания люди зачастую обнаруживают удивительные легковерие и впечатлительность. Весьма склонные к самообольщению, они представляют собой удобную мишень для одержимых диаволом лукавых делателей и пройдох разного рода, заражённых гордостью и корыстолюбием. К последним, очевидно, принадлежал Симон-волхв. О нём, между прочим, говорят и внеевангельские исторические источники.

Поражает восторженное единодушие горожан в отношении обольстителя — «от мала до велика» — что сегодня можно было бы охарактеризовать как коллективное зомбирование и массовый психоз. Предпосылка к ним — праздность, неуёмное любопытство и отсутствие здравых понятий о духовной жизни. Необходимые последствия — повреждение души, одержимость, часто поначалу не замечаемые.

Но вот в городе появляется благовестник Истины — святой диакон Филипп, проповедавший самарянам Христа.

«Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе».

На первый взгляд, описанное говорит лишь о «всеядности» самарян, которым, кажется, было всё равно, кого слушать. Но это только на первый. Плоды совершенно разные. Несомненно, что Филипп пришёл сюда в силе Духа Божия. Под его руками свершались множественные исцеления. Бесы и их служители лишь обещают и обольщают, Божии рабы являются проводниками благодати, подлинно врачующей недуги душевные и телесные, а главное, избавляющей от власти демонов.

Заметим, что жителей осенила «радость великая». Что было её причиной и чем отличалась она от «изумления», произведённого волхованиями Симона? Действия Духа Божия отзываются в душе нравственной свободой, легкостью, ясностью ума, радованием сердца и благодарностью Богу.

Возбуждение, производимое демонами, нездоровое. Экстатическое состояние похоже на опьянение, за которым неминуемо следует упадок, сопровождающийся душевным томлением, зачастую тревогой, унынием и безотчетным страхом. Таков духовный диагноз всякого человека, находящегося в состоянии «бесовской прелести», или самообольщения.

«Когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся».

Апостольское слово о воскресшем Христе, сопровождавшееся явлениями силы Божией, побуждало слушателей искать исполнения воли Господней — в принятии святого Крещения и вхождения в Церковь Христову. Примечательно, что крестился и Симон, побеждённый Евангельским благовестием, которое сопровождалось замечательными чудесами. Как малое дитя, новокрещёный держался Филиппа, пораженный благодатной силой, действовавшей через служителя Божия.

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго».

Уже открытая Апостолам великая тайна Промысла о призвании Богом язычников, наравне с иудеями, в Его вечное благодатное Царство ознаменовалась радостным известием, что души самарян откликнулись на слово Божие. Авторитетнейшие из учеников Христовых приходят в Самарию с особым посольством — молитвой и возложением рук — низвести благодать Духа на новокрещёных.

С покаянием и верою воспринятое Крещение служило к очищению грехов, а возложение рук апостольских сообщало дар Духа Святого, делая человека причастным силы Божией, необходимой для служения в лоне Церкви.

Ныне Дух Святой преподается посредством таинства Миропомазания, свершаемого тотчас за Крещением. Не всякий христианин, но только Апостолы и их преемники (новозаветные епископы и священники) имели и имеют благодатное полномочие сообщать дар Духа Святого.

«Кто Духа Святого не имеет, тот и не Христов», — скажет вскоре святой Апостол Павел. «Помазание» Духа — отличительное достоинство христиан, ради которого они именуются «сынами света» и «сынами Царствия».

Господь наш воплотился и под'ял искупительные страдания для того, чтобы, воскреснув и взойдя ко Отцу, даровать нам (через Церковь) благодать Утешителя Духа.

Искра Духа Божия живёт в каждом из нас, «рожденных свыше», но возгреть её и подчинить благодати ум, волю и чувства, так, чтобы наше естество — дух, душа и тело — были ею пронизаны, очищены и освящены, — дело всей жизни христианина и смысл его покаянного подвига...

Конец, и Богу нашему слава!