Евангелие от Иоанна, глава 2, стихи 1 – 11

Чудо претворения воды в вино

Паломники во Святую Землю, с благоговением обходя места, освящённые пребыванием Спасителя, часто посещают Кану Галилейскую. Здесь, на брачном пиру, Он свершил удивительное чудо претворения воды в вино, недостаток которого у гостей подметила Богоматерь.

Божественная энергия воплощённого Слова свершила всё с лёгкостью, молниеносно и незримо для глаз человеческих... Заметили чудесное превращение только слуги, послушно наполнившие «водоносы» — большие каменные ёмкости, которые сохранились по сей день; да ученики Христа, уже привыкшие не спускать очей с Учителя и знавшие, что Он ничего не делает без смысла, но всё подчиняет единому — пользе и благу людей.

«Почерпните и принесите архитриклинови...» — распорядился Господь. Слуги, которые сами только что наполнили сосуды «до верха» обыкновенной водой, понесли её в малых ёмкостях (кувшинах) распорядителю пира. Тут-то и произошло невозможное, по человеческому суждению... Архитриклин (греческое наименование управителя пира), видимо, первым отведал поднесённую влагу и был настолько изумлен отменным качеством вина, что вслух похвалил за него жениха. «Обыкновенно к концу трапезы, когда гости теряют разборчивость в питии, разливается в чаши худое вино, ты же, очевидно, велел принести лучшее из того, что мы сегодня пили», – засвидетельствовал он. Евангелист Иоанн, как всегда сдержанный на комментарии, ничего не пишет о недоумении, которое, должно быть, произвели эти слова, но лишь добавляет, что ученики «вероваша» — уверовали в Того, Кто «положил начало» Своим чудесам в Кане Галилейской и «явил» — обнаружил «славу Свою» — в происшедшем событии.

Примечательно, что чудо претворения воды в вино свершилось, так сказать, «под руками человеческими» — в ходе самых обыденных, бытовых действий, в которые было вовлечено немало людей.

Представьте себе огромное число празднующих свадьбу (как это принято на Востоке), шум поздравительных речей, суету множества слуг, снующих взад и вперед среди гостей, обращённость очей собравшихся на жениха и невесту, которые, принадлежа к числу учеников Христовых, сияли счастьем и красотой...

И посреди этого огромного собрания — «прекраснейший из сынов человеческих» — Иисус, молчаливо взирающий на происходящее... А где-то в тени, в отдалении, – смиренная Мария, ставшая главной виновницей «обыкновенного чуда»...

 

Какие мысли, друзья, нам остается почерпнуть из сегодняшнего Евангельского чтения?

 

1. Благословение Господне есть необходимая составляющая брачного союза верных Христу людей (таинство Венчания).

Вода содружества претворяется в вино супружества в сосудах человеческих душ, когда Божественный перст незримо прикасается к сердцам христианских жениха и невесты, посредством епископской (священнической) десницы. Свершается это церковное таинство не без клятвенного обещания сохранять в течение всей жизни взаимные верность и любовь — со стороны вступающих в супружеский союз.

2. Господь приемлет и освящает (ради благого намерения собравшихся) бытовые людские празднества.

3. Вино – есть законный и древний, как мир, элемент человеческой культуры. Вино не является предметом порицания, когда его употребляют во славу Божию, соразмерно с потребностью.

На это должны обратить особое внимание те, кто занимается в Церкви трезвенническим движением (делом весьма необходимым).

Охуждение – гнушение – вином, мясной пищей и браком подпадает под канонические прещения общецерковных постановлений и несовместимо с христианским учением.

4. Бог соприсутствует нам всегда, вспомоществуя даже в бытовых мелочах, если наши действия проникнуты заботой о людях, согреты любовью к ним.

5. Можно и должно, с детским дерзновением, призывать Пресвятую Богородицу, прося Её о помощи и в житейских делах – в устроении домашнего уклада, в воспитании детей, в служении ближним – ибо от Её взыскательного Материнского ока не утаивается никто и ничто...

5. Для Бога воистину нет ничего невозможного, и Ему так же легко свершить просимое нами, как нам — пожелать или произнести устами желаемое.

6. Помощь Божию мы обретаем всегда, по вере нашей, а явное чудо Божие свершается далеко не всегда — но лишь тогда, когда это определено всепремудрым и непостижимым Промыслом Господним, неустанно пекущемся о спасении душ человеческих.

7. Примечательно, что жених (по преданию, его имя Симон) вместе с невестой последовали за Господом тотчас после брачного пира. Более того, этот Симон вошел в число двенадцати избранных (!) апостолов Христа, и ему усвоено Церковью наименование Симона Кананита (из Каны Галилейской), Зилота — то есть, отличавшегося особой ревностью в проповедании слова Божия.

Таким образом, подлинные чудеса, будучи проявлениями славы Божией, всегда имеют благодетельные последствия как для их непосредственных свидетелей, в частности, так и для всего народа Господня, в целом...

 

Богу нашему слава!