В сегодняшнем чтении книги Деяний апостольских говорится о мужественном противостоянии апостолов Петра и Иоанна иудейскому синедриону, который в «полном составе» (Анна, Каиафа и прочие) на сей раз собрался, чтобы определить свои карательные действия в отношении учеников Иисусовых.
День тому назад те, призвав имя Господне, возвратили здоровье хромому от рождения человеку, много лет сидевшему при вратах Иерусалимского храма.
Огненная по силе Духа речь Петра обратила ко Христу около пяти тысяч человек!
Отданные под стражу Петр и Иоанн на следующее утро предстали пред гонителями и убийцами своего Учителя.
«Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», — дерзновенно заключил свой отчет о вчерашнем чуде апостол Петр. Рядом с ним стоял сам исцелённый — как живое свидетельство победоносной силы Божией.
Не будучи в силах ни опровергнуть апостолов, ни наказать их (по причине народа, который славил Бога за происшедшее), члены иудейского судилища «приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса».
В ответ апостолы изрекли в простоте сердца: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали...»
Вот Евангельское свидетельство о имени Иисусовом! «Не своим благочестием и силой» ученики свершили чудесное исцеление, но произошло это ради «веры во имя Господа».
«Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, — обратили Петр и Иоанн свою речь к богоубийцам, — что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав».
Извлечём несколько важных уроков из прочитанного:
1. Божественная Личность воскресшего Спасителя является живой и действующей в Церкви, в союзе с которой Он невидимо всегда пребывает.
2. Ученики Христовы с верой и любовью призывают имя Господне, — и в ответ Учитель дарует им Свою Божественную силу, изливавшуюся, как мы видим, в безмерном избытке через уста и руки апостолов.
3. Впрочем, при свершении апостолами явных благодеяний людям, от последних также требовалась вера в Распятого и Воскресшего Иисуса (см. Деяния 3, 4 — 6, 11, 16).
4. Священное Писание часто использует слово «имя», «во имя», «вера в имя», говоря о самой Личности Богочеловека и спасительной вере в Него («нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»).
5. Таким образом, для ученика имя Христово и самая Личность Спасителя существуют в неразделимой связи.
6. С любовию призываемое верным христианином имя Господа вводит душу в общение с Богочеловеком и становится проводником Божественной энергии — благодати, делая человека причастным Творческой зиждительной силы.
7. Вера в Господа Иисуса Христа и учение веры, равно как прославление и призывание Его имени стали предметом гонения со стороны боговраждебных сил тотчас после Воскресения Христова!
8. Апостолы, исполненные силы Духа Божия, вменяют ни во что богохульные прещения отвергнутых Господом первосвященников и формулируют главный принцип заповеданной Спасителем апостольской деятельности: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5, 29).
9. Имя Господне становится с первых лет исторического бытия новозаветной Церкви предметом благоговейного почитания её членов. Благодать Божия доставляет принявшим святое Крещение чадам Церкви очищение и освящение посредством Таинств и призываемого с любовью имени Христова.
10. Устрёмленности к Богу ума и сердца, их благодатному освящению в великой степени способствует призывание Спасителя, или Иисусова молитва, свершаемая в простоте и незлобии, смирении и постоянстве.
11. Полный её церковно-славянский текст, или «столп молитвы», принятый на Руси: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешнаго».
12. Общезначимость этого покаянного делания свидетельствуется святителем Фессалоник Григорием (Паламой) в XIV столетии следующими замечательными словами: «Все христиане, без различия возраста и положения, имеют главной обязанностью своей, проистекающей из главной потребности нашего бессмертного духа, — непрестанное призывание имени Иисусова».
Заключая сегодняшнее размышление, друзья, скажем:
Имя Господне есть светлая печать Христова учения. Оно — щит и меч духовного воина — верного чада Церкви.
Внимательное, благоговейное и покаянное призывание этого чудесного имени является для нас золотой нитью, связующей землю с небом, пуповиной, питающей словесного младенца, источником просвещения и вдохновения.
Визитная карточка христианина, вид на духовное жительство, прописка в горнем Иерусалиме, документ, удостоверяющий нашу богозданную личность — молитва Иисусова.
Полюбим её, изучим её благодатное воздействие, завернемся в её льняные пелены как груднички Церкви, сроднимся с нею — и наша жизнь во Христе из спасительной горечи превратится в спасительную сладость, из скорби — в радость, из сетования — в благодарение, из начальной любви — в любовь конечную и бесконечную! Аминь.