23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Размышления над прочитанным:
Отпущенные синедрионом апостолы Пётр и Иоанн возвращаются «к своим» и оповещают их о происшедшем: их пленении и заключении под стражу, а равно — о прещениях со стороны первосвященников в отношении проповеди слова Божия.
В ответ ученики Христовы — апостолы и те, кто уверовали по слову их, — дружно («единодушно возвысили голос свой») встают на молитву. И понятно, почему... Ведь Сам Господь обещал ученикам исполнить всякое прошение, с верой приносимое Отцу во имя Сына Божия... Более того, Спаситель, по слову Своему, невидимо соприсутствует собранным ради Него («Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я среди них»).
Боговдохновенная молитва Церкви полностью воспроизведена Евангелистом Лукой (Деян. 4, 24 — 30). В знак того, что моление взошло к престолу Божию, «поколебалось место, где они были собраны...» Благодать обнаружила тогда своё действование в учениках («все исполнились Духа Святого»), которые тем дерзновеннее свидетельствовали о Господе Иисусе, чем большим прещениям подвергались.
Замечательны слова этой вдохновенной соборной молитвы, в которых апостолы (прежде пересказав Богу о гонениях, воздвигнутых на Христа и Его Церковь) изрекают свое прошение к Отцу Небесному: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостию говорить слово Твое...»
Что можно почерпнуть, друзья, из сегодняшнего чтения?
1. Все, происходившее с каждым из апостолов, избранных Богом для проповедания Евангелия, Церковь относила к себе самой. Их святое дело было делом всех учеников, их устами говорила вся Церковь.
Для сравнения напомню вам, как часто в наши дни крещеные люди под именем Церкви разумеют лишь клириков — священнослужителей. Ставя Церкви в вину что-либо (например, недостаточную активность в борьбе с сектами), светские лица упрекают в этом священство, нисколько не думая о своей принадлежности к Церкви и собственной ответственности за ее земные судьбы.
2. Основная часть соборной молитвы представляет собой, помимо обращения к Создателю («Владыко Боже, сотворивший небо и землю...), подробный пересказ о противлении «Господу и Христу Его» земных владык (Ирода, Понтийского Пилата) вкупе с народом Израильским...
Не так ли и мы, в духе ученической простоты, должны «пересказывать» Господу значимые, радостные и скорбные обстоятельства нашей жизни (Ему, без сомнения, хорошо известные)?.. С какой целью?
Для стяжания нами молитвенного внимания, полноты раскрытия сердца пред Отцом Небесным, обретения чувства подлинного сыновства, которое имеет своим плодом и смирение (осознание зависимости от Бога), и дерзновение (детская вера в получение просимого).
3. Исполнившись ведения воли Божией (все случившееся с Иисусом было предопределено «рукою и советом Божиим»), апостолы просят Бога противостать («воззри, Господи, на угрозы их...») пагубным намерениям врагов Его и дать ученикам силу со всей решительностью говорить слово Его...
Какое замечательное мужество апостолов, очевидно, приятное Господу! В них нет ни тени нерешительности, трусости, малодушия и соединенных с ними — вялости, слабости, апатии... Между тем, последние качества весьма свойственны нам, современным христианам, столь разительным образом отличающимся по душевному устроению, настроению от первых учеников Христовых!
Собранность внутренней энергии в молитвенную деятельность духа, бодрость, динамика жизни сердца, радостное ощущение братского единства, всецелое упование на Божье всемогущество и благодатный покров над Церковью; веселящая душу готовность исполнять волю Господню, невзирая ни на какие препятствия, чинимые силами зла, отсутствие страха и страхов — по причине горячей любви к Богу и людям — вот духовный портрет христианина, явленный в истории апостольской Церкви!
4. Заметим: Бог дарует немедленный ответ Своим ученикам (в знак того, что молитва принята). В чем этот ответ? Он проявился в вышеестественном «колебании места» молитвенного собрания и движении Духа Господня в сердцах Христовых последователей, вдохновленных на дерзновенную проповедь Евангелия...
Первое относится к явному чуду Божию — такому же, как ежегодное схождение Небесного Огня на святой Гроб в Иерусалимском храме Воскресения.
Второе — изменение умов и сердец молящихся. А оно хорошо нам известно по опыту участия в Божественной Литургии! Исповедавшись и приобщившись Святых Животворящих Христовых Таин, каждый из нас обретает в себе новые мысли и новое сердце; мы получаем воистину Божественный импульс, ин'екцию духовной энергии для борьбы с собственными страстями и свершения добрых дел, внушаемых совестью...
Прочитанный отрывок из книги Деяний апостольских позволяет нам, таким образом, вновь оценить и по-новому взглянуть на обыкновение Церкви собирать нас всех вместе для принесения Богу молитвы, особенно литургической.
И, что очень важно, приведенное чтение учит нас собеседованию с Богом с таким расположением и в таком духе, о которых говорит Господь: «Если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное...»