Встречались ли вам люди, признающиеся в том, что они хотят, но не могут поверить в Бога? «Видимо, одним это дано, а другим (таким, как мне) не дано», — со вздохом заключают они и разводят руками, прежде чем приняться за вечерний кофе...
Позвольте мне усомниться и в основательности, и в искренности подобных признаний. Уж если Бог открывается и «не ищущим Его», то неужели сокроет Себя от тех, кто мучительно взыскивает своего Творца и Отца, наподобие Фомы, чаявшего удостоверения в истинности воскресения Христова?
Сегодняшнее Евангельское чтение, с одной стороны, об'ясняет причину неверия иных во Христа Спасителя, а, с другой, — указывает, какие нам даны свыше подспорья для того, чтобы утверждаться в спасительной вере в Божество Господа нашего Иисуса Христа.
«Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь», — с горечью обращается Спаситель к окружавшим Его иудеям. «Иметь жизнь» — значит, уверовав, восприять благодать Божию. «Злые дела», сделанные во тьме неведения Бога, мешали слушавшим Господа устремиться к Свету истинному, Который простирал к Ним тогда Своё вещее слово.
«Не хотите прийти»... Сама человеческая воля, закосневшая во зле, опутанная страстями, противится Христу, помрачая ум и сердце пороком, препятствуя строптивым отдаться Истине.
«Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44).
Что значит — «принимать славу»? Стремиться угодить кому-либо, совершенно сообразуясь с его волей. Искать славы Единого Бога — значит, полюбив Его, устремиться к Нему через исполнение Его воли, явленной в заповедях.
«Но Я знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу», — свидетельствует Сердцеведец, предрекая им страшную судьбу как неотвратимое последствие противления Богу: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Отвержение Христа неминуемо завершится катастрофой — несчастный иудейский род станет седалищем антихриста — человекобога — того, кто придет как самозванец и вор, выдавая себя за Бога крепкого, Живого...
А теперь обратимся к тем подспорьям, указанным Христом, которые помогают нам на путях обретения веры в Сына Божия.
Господь называет шесть «свидетелей» Своего Божественного достоинства, одному из которых, по смирению, в данной речи отказывает в силе свидетельства.
1. «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» (Ин. 5, 31), — говорит Сам Свидетель, «Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откровение 19, 11). «Свидетель на небеси верен», — так изрекал о грядущем Мессии пророк Давид, живший за 1000 лет до пришествия в мир Искупителя.
Почему же Господь, уста Которого не лживы, Который не отрёкся пред лицом первосвященника засвидетельствовать о Своем Божестве (Лк. 22, 69 — 71), здесь не почитает истинным собственное свидетельство? Он снисходит к ожесточённости сердец слушателей, как бы говоря: «Вы почитаете Меня противником Бога и не принимаете Моего свидетельства о Себе Самом («Я и Отец — одно»). Вы были бы правы, если бы не было других свидетелей Моего Божества. Хотя Я и говорю Вам истину, можете, по слепоте вашей, не верить Мне — послушайте других...
2. «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он свидетельствовал об истине» (Ин. 5, 32 — 33).
Народ безусловно верил словам Предтечи, почитая его «светильником горящим и светящим...» Заматоревшие в своем лукавстве учителя Израилевы в своё время отвергли волю Божию, не крестившись от рук Иоанновых, но не посмели сейчас на словах усомниться в Пророке и потому не противоречили Христу. Господь вновь снисходит к немощи слушателей, добавляя: «Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись».
Речь Спасителя имеет следующий смысл: «Есть у Меня свидетель — Иоанн — и он говорит истинное обо Мне («Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34)); но есть ещё свидетели сильнейшие, нежели он, — послушайте...»
3. «Я же имею свидетельство больше Иоаннова; ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5, 36).
Какие же дела Христовы свидетельствуют о Его Богосыновстве? Все — от чудесного Рождества Девы — до воскрешения Господом Лазаря и собственного Восстания из гроба живым! Изучая и вникая в «эти дела», мы проникаемся зрячей верой и сердечной любовью к Богу во плоти.
4. Но есть и ещё Некто, свидетельство Которого поистине страшно для человеков...
Господь продолжал Свою речь: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. («Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3, 17)). А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (Ин. 5, 37 — 38).
Иудеи слышали, и не раз, схожий с раскатами грома глас Отца, но не разумели, по греховности, Кто издавал Его.
5. Впрочем, они всегда имели под рукой Писание, которое весьма уважали, почитая книги пророков, и со всей справедливостью, Словом Божиим.
«Исследуйте Писание, — убеждает их Господь, — ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39).
Чистосердечно читающий Писание с молитвой о вразумлении просвещается верой в Сына Божия, как это прекрасно доказывает пример вельможи Эфиопской царицы, запечатлённый Евангелистом Лукой в книге Деяний апостольских (8, 27 — 40).
6. Есть и ещё один свидетель, более всего авторитетный у иудеев, — пророк Моисей, законодательство которого составляло самое основание их повседневной жизни. Желая оставить слушателей совершенно безответными, дабы, смирившись, они вняли словам Его, Господь напоследок говорит:
«Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель [свидетель] Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5, 47).
Моисей писал об «ином Пророке, подобном ему, которого воздвигнет Господь Израилю... И будет — кто не послушает слов того Пророка, душа такового истребится из среды народа...»
Все Моисеевы постановления, понятые духовно, указывают на Христа, что весьма подробно запечатлено у святых отцов, например в истолковательных сочинениях святого Кирилла Александрийского.
Вот, друзья, сколь велик сонм свидетелей Божества Христова! Не подходит тебе один, прислушайся к другому — и веруй — да спасётся душа твоя... И если теперь кто будет жаловаться нам, что ему будто бы «не дано» ступить на дорогу богопознания, перескажем неосновательному человеку нынешнее Евангельское чтение...
P.S. Да позволено мне будет упомянуть ещё о двух, не упомянутых Господом в этой речи свидетелей Его Божества.
8. Вся совокупность творения — небо и земля — свидетельствуют о Нём.
«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли! — радостно восклицает в одном из начальных псалмов своих царь Давид, обозревая великолепие звёздного неба и исполняясь ведения Божия... Особенно убедительно говорит об этом св. апостол Павел в послании к Римлянам: «Ибо [все], что можно знать о Боге, явно для них [язычников]: потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 19 — 20).
9. Наша собственная совесть — также свидетельствует о Христе.
«Внимайте себе», — неоднократно в Своем Евангелии Спаситель заповедует нам исследовать самих себя, созданных по образу Творца. Действительно, самопознание, выраженное в покаянии, — кратчайший путь к богопознанию. «Покайтесь — и веруйте в Евангелие», — призывает нас Господь.
10. Церковь Божия — то есть укрепляемое Таинствами единство учеников Христовых — неложный свидетель Его Божества.
Когда мы пребываем во взаимной любви и единомыслии, на нас сбываются слова Господа: «...так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5, 16).
Конец, и Богу нашему слава!