Евангелие от Матфея, глава 23, 25 – 26

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.


 

Спаситель обращает Свое слово к учителям закона, с особенной тщательностью и напоказ исполнявших внешние обрядовые предписания; притом что фарисеи часто недуговали корыстолюбием и были жестокосерды к людям.

Каждый слышащий это обличение и наставление призван осознать собственную духовную слепоту.

Внутренность чаши – глубины нашего сердца, где прячутся страсти: гордость, похоть и гнев. Наружность чаши – внешние проявления благочестия, напускная религиозность.

Очищение внутренности чаши – это:

ВО-ПЕРВЫХ, неустанное внимание ума к сердцу, устремлённость взора внутрь самих себя...

ВО-ВТОРЫХ, готовность, при сознании своей полной немощи, сопротивляться и отревать любой худой прилог, или соблазн, будь то худая мысль, злое чувство или неподобное мечтание.

В-ТРЕТЬИХ, постоянное призывание на помощь Господа Иисуса Христа, имя Которого является проводником Божественной силы – благодати, необходимой нам для совершенного очищения сердечной чаши. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

Первое делание именуется ВНИМАНИЕМ.

Второе делание именуется БОДРСТВОВАНИЕМ.

Третье делание именуется ТРЕЗВЕНИЕМ.

Соединим все три указанных добродетели – и Господь незаметно исцелит нас как от духовной слепоты, так и от фарисейской приверженности к исключительно внешним знакам богопочитания.

Показное благочестие в большинстве случаев превращает человека в раздражительного лицемера, склонного к корыстолюбию...