На Воздвижение Креста
28.09.2019
Кто трость надломленную сделал гибкой
23.09.2019
Ещё в прошлом столетии святой афонит Старец Паисий писал, что двадцатый век устал от слов...
Каких?
Лишенных сущностной глубины, обнаженных от правды и любви;
слов, которые мы произносим без воли Божией, не по воле Божией или против воли Божией...
В лучшем случае подобная речь просто издает шум или трескотню, в худшем - она исполнена губительной силы, растлевая и говорящего, и слушающих.
Совсем иное дело, если наше внутреннее слово, мысль, втайне устремляется к источнику вечных правды и любви - Живому Богу...
Тогда слово обретает поистине зиждительную силу, будучи пронизано энергией Святого Духа. Благодатное слово имеет власть чудотворного действия - очищает, просвещает, лечит, умиряет, дает душе слушателя крылья молитвы и милости...
НА ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА
Над строительной ямой склонившись, Елена
Безотрывно смотрела, как собранный люд,
Кто кайлом, а кто ломом породу умело
Раздроблял... Через сутки, в награду за труд,
Показалась Голгофа... Вглубь ямы златни’цы
Были брошены щедрою женской рукой.
И забилось от радости сердце царицы -
Бурый Крест, весь облепленный серой землей,
Извлекли и поставили перед Еленой.
На колени склонившись, приникла к нему...
В этот день Бог явил Свою милость вселенной.
Поклоняясь святыне, я с верой молюсь:
Недавно мне пришлось встретиться с инокиней, живущей в уединении, вдали от большого города. Ежедневный тяжелый труд на земельном наделе, молитвенное сердечное предстояние Господу и заочное общение с людьми, которые желают получить ее духовные наставления,- вот образ жизни этой нашей современницы.
Общаясь с ней, я убедился в нравственной силе подвижницы.
Размышление, которое я предлагаю читателям ниже, посвящено возрожденной Христовой благодатью человеческой ( в данном случае - женской) природе.
Падшее в Адаме наше естество именуется в Священном Писании «тростью надломленной». Его можно сравнить с прекрасной, но расколотой античной вазой.
Подлинную цельность нашей богоподобной природе возвращает Своим искупительным подвигом Богочеловек Иисус Христос.
В конце августа, после долгого перерыва, я посетил благословенную Оптину, где предо мной открылись скитские врата.
Келья старца Амвросия сейчас встречает вас молитвенным покоем.
Присев на скамью у старинной печки, вы живо представляете себе атмосферу того далекого времени, когда в течение светогого дня здесь клубился народ.
И только к позднему вечеру всё стихало... А глубокой ночью Старец, погружался в никем не прерываемую молитву, поверяя Богу все скорби и печали, которыми переполнялась его душа от общения с людьми...
ИНОЧЕСКАЯ КЕЛЬЯ
Молчанье уст есть тайна века
Нездешнего... В ночной тиши,
Когда сияет в небе Вега
И день заняться не спешит,
НА РОЖДЕСТВО ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ
Ее явления ждала, ждала земля,
От прожитых столетий истомившись,
Как выжженная нива ждет дождя,
В прохладных каплях обретая пищу.
Любой младенец свет привносит в мир,
Невинностью и чистотой сияя,
Пусть никого еще не полюбил,-
Малыш прекрасен, ибо зла не знает...
«И когда приблизился к городу; то, смотря на него, заплакал о нем и сказал...
Ибо приидут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего.»( Лк.19, 41.43-44).
Вот пророчество Христа о гибели гордого Иерусалима, жители которого отринули Искупителя, вознесли на крест Мессию, навлекли кровь Богочеловека на самое потомство свое!
Но Евангелие вечно, слово Господа не принадлежит лишь истории, оно, как обоюдоострый меч, входит и в наши души...
Не желая смерти грешника, Спаситель предупреждает нас о последствиях забвения Его Жертвы и оставления покаянной молитвы к Нему...
1. «...приидут на тебя дни...» - речь идет о произвольном расслаблении души, оставлении ею покаяния, угашении в себе духа молитвы...
Завершая свою литературно-санаторную командировку в Черногории, я как бы случайно зашел в маленький сад близ моря, в отсутствии хозяйки со звучным именем Любовь.
Меня поразила красота этого миниатюрного эдема с его пряными ароматами соцветий и фруктов, образы которых я видел лишь на живописных картинах старых мастеров.
Как было не посвятить малую поэтическую зарисовке Любови, доверительно не запершую калитку для случайных гостей?..
*******
Любовь одна лишь плодоносна,
И нет таких земных семян,
Которым не дала бы роста...
Единство чувства и ума
УСЕКНОВЕНИЕ
Внесли главу на серебре,
Струились вниз потоки крови.
Еще блестели на челе
Слезинки пота... Страж суровый
Подарок молча положил
Пред замершей Иродиадой.
Вдруг Иоанн на миг ожи’л:
«Твои дела достойны ада»...
БОЖИЕ ОКО
Видел чудо в надмирной я сфере -
Растеклись по палитре небес
Охры цвет, рядом дымчато-серый,
А под ними - чернеющий лес.
Это было как мира творенье,
Воздух, море, огонь и земля.
Это было как мироваренье,
Ароматы пьянили меня.
Святой апостол Павел сравнивал истинного христианина с атлетом, бегуном, который стремится достигнуть цели, чтобы получить венок победителя. Бегут многие, а выигрывает состязание один.
Таков был сам апостол, он не бил понапрасну «воздух руками», но стремился и достигал «почести высшего звания о Христе Иисусе...»
Чего же хочет от нас первоверховный учитель, просветивший вселенную Евангельским благовестием?
Ясного разумения цели, во-первых, и неуклонного стремления к ней, во-вторых.
Цель наша - вселение Христовой благодати в сердце, что предполагает прежде напечатление имени Господа Иисуса Христа во внимательно молящемся уме, которому и вторит сердце.
Дистанция - жизнь, свыше дарованная ради покаяния и освящения нашего падшего естества энергией Духа Святого.
Пройти успешно эту дистанцию под силу каждому, кто желает стяжать победный венец спасения.