О молитве и предстательстве Матери Божией

По образу древней Афонской обители тщанием Святейшего Патриарха Никона перед входом на Красную площадь была выстроена Иверская часовня. И не было гостя, прибывавшего в стольный град, или москвича, проходившего мимо, который бы не поставил свечу Божией Матери и не испросил бы у Неё державного благословения.

Вспомним, что у ворот рая стоял многоочитый Херувим с обоюдоострым вращающимся мечом и заграждал вход в рай. Господь же, желая утешить нас и даровать нам путь спасения, дарует чу´дный образ Богородицы, и Сама Пречистая именует себя Вратарницей.

Никто, пренебрегающий почитанием Девы, не может обрести единения со всемогущим Господом и найти дорогу в рай. Адам, преступив заповедь Господа и нарушив благословение, был изгнан из рая и никогда уже не мог войти в Эдем сладости, куда раньше его ввела десница Божия. Вход в рай преграждал Херувим, а ныне Честнейшая Херувим дарует нам свободный вход к Престолу Её Божественного Сына.

Поэтому весьма мудро поступают те православные христиане, которые, не видя плотскими очами Матерь Божию, но взирая на Её иконы, веруют и знают, что Она невидимо предстоит нам и является Вратарницей, «двери райския нам отверзающей». И прежде всего благодать Девы влечёт нас в храм Божий. Раскрываются нам врата храма Божия – и душа за этими вратами обретает рай, она познаёт, что и не жила до сих пор, но блуждала «на стране далече». Найдя в храме Отчий дом и свою духовную купель, прилепившись к нему сердцем, мы должны твёрдо знать, что Сама Богородица, Небесная Вратарница, отверзла нам священные двери храма, дабы мы не погибли, но спаслись. В храме бьют поистине животворные ключи, здесь источник неоскудевающей благодати Божией, которая струится и наполняет наши умы и сердца, исходя от Престола Господня и являя себя чу´дным и непостижимым образом в богодарованных таинствах – Крещения, Исповеди, Причащения.

Итак, Матерь Божия желает всех сотворённых по образу и подобию Её Сына и Бога привлечь в храм Господень, потому что только здесь душа может прийти в надлежащее устроение, только здесь её может освятить животворящая благодать. Никто из неведущих и пребывающих «во тьме и сени смертной» не может войти в храм и остаться в нём без благословения Пречистой Богородицы. И мы должны трепетать при мысли о покровительстве Девы Марии и бояться оскорбить Её небрежением к храму.

Мало-помалу укореняясь в духовной жизни, стремясь в каждый воскресный день или нарочитый праздник быть в храме, чувствуя, как дивно упокоевается в храме Божием сердце, какой покой объемлет душу, какие светлые мысли посещают нас, вводя в дух покаяния и сокрушения, мы должны молиться Вратарнице, чтобы Она даровала нам ещё нечто. Этого мы ежедневно просим у Матери Божией, Вратарницы, читая вечернее правило: «Милосердия двери отвези нам, благословенная Богородице…» И тот, кто действительно умеет внимательно и сердечно молиться, может быть допущен Матерью Божией во Святая Святых.

У многих из нас сердца как бы заперты, ум не насыщен молитвой, потому что молитва совершается лишь внешним образом, как бывает всегда поначалу. Мы стараемся напрячь свою мысль, отогнать рассеивающие нас помыслы; но едва лишь только закончилось Божественное песнопение, едва лишь только мы оказались вне сводов храма – вновь сердце заполоняют земные чувства, скучные образы, и сердце поневоле скучает по храму, потому что уже не носит в себе Божественной благодати. Но внимательным и терпеливым, тем, кто старается всегда беречь свои внешние чувства от греха, Матерь Божия отверзает двери сердечные, так что мало-помалу ум, очищаемый молитвой, отрешающийся от ветхих и рваных риз, то есть от привычки мечтать, воображать, фантазировать, получает от Бога способность, ходатайством Пречистой Девы, упокоеваться внутри собственного сердца. Христианин обретает тогда возможность молиться со вниманием и с сочувствием к словам произносимой молитвы.

А если кто не ведает этого и молится лишь устами и перстами, то это значит, что он зол и раздражителен; это значит, что он гневлив и самолюбив, и в нём нет духа Матери Божией – духа кротости и терпения, духа смирения и неосуждения, духа милости и великодушия. Но едва лишь душа размягчится и станет тем, чем ей надлежит быть, – молитва меняет своё качество, и ум обретает способность входить внутрь сердца и там пребывать. Человек начинает внимать своей душе, каждому переживанию, а не болезненно обсасывает то, что находит на его душу. Душа тогда без всякого образа, без всякой посторонней мысли в тишине внемлет Богу, черпая в этом великое утешение и приращение. Такая внимательная молитва есть дар Божий, и приходит она к людям, живущим чисто, воздерживающимся от возбуждения; приходит такая молитва по предстательству Богородицы, Которая открывает уму врата сердечные и делает молитву одушевлённой, глубокой, чистой.

Тем же, кто идёт стезёй духовной жизни и стремится всегда держать дух нерассеянным, тем, кто избегает грязных и нечистых впечатлений, по исходе из земной жизни является Сама Матерь Божия, Вратарница. Нелёгок путь восхождения к Престолу Божию. Основные искушения и испытания ждут нас в час кончины. И если мы на земле сумели стяжать покров Пречистой Девы, то Матерь Божия явит нам Своё дерзновенное предстательство за наши немощные души в вечности. И тогда мы войдём в рай Божий, как говорит Господь: …Добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). И это милостивое приглашение душе человеческой войти в Небесной Царство совершится по ходатайству и благословению Пречистой Девы Марии. Аминь.

1992 г.

 

 

Материалы подготовлены сотрудниками архива

 

P.S. Обращаем ваше внимание, что размещаемые в этой рубрике материалы ещё не были опубликованы автором, поэтому их нельзя использовать для издания. Авторские права защищены. При использовании их в интернет-пространстве необходимо давать ссылки на первоисточник – корректный перепост и на сайт протоиерея Артемия Владимирова