Проповедь о молитве 99 г.

Духовная жизнь начинается только тогда, когда душа молится

В евангельском чтении мы слышали свидетельство Господа Иисуса Христа, обращённое к апостолам: …Что´ вы свяжете на земле, то´ будет связано на небе; а что´ разрешите на земле, то´ будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). Иисус Христос дал Церкви в лице апостолов и их преемников – священнослужителей, Свою Божественную власть – разрешать человеческую совесть от грехов. Вспомним, как гордые фарисеи и верующие книжники, слыша от Спасителя слова: …Чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5), перешёптывались, говоря: …Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мк. 2, 7). Они не веровали и не хотели веровать в Иисуса Христа, Сына Божьего, имеющего власть прощать и разрешать грехи. Спаситель эту власть оставил в наследие Своей Церкви: Он прощает грехи человеческие через уста и руки священнослужителей.

Вот почему нам, чадам Церкви, совершенно невозможно спастись вне Церкви, ибо только здесь мы пользуемся благодеяниями любви Христовой, изливающейся в таинствах, которые совершаются не без участия священников. Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? – спросил апостол Пётр, размышляя не как пастырь словесных овец, а как христианин, – до семи ли раз? (Мф. 18, 21). – Не говорю тебе «до семи», – ответил Христос, – но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22). Господь прощает по преизбытку Своей любви, которая и приемлет всех кающихся блудных сынов и дочерей, входящих в Отчий дом Матери Церкви.

Память о преизбытке этой милующей любви, память о Небесном Отце Щедродателе, Который изливает на нас бездну Своего милосердия, вдохновляет, поддерживает и вон изгоняет даже намёк на уныние, отчаяние, за которыми следуют неверие, ожесточение и ропот. И сколько бы ты ни падал, но, если восстанешь с намерением исправиться, то простит тебя Бог.

Сегодня мы слышали притчу о работниках, которых поочерёдно приглашал владелец виноградника трудиться с раннего утра и до позднего вечера (Мф. 20, 1-16). Пригласил он и пришедших рано утром, и в полдневный жар, и в одиннадцатый час, когда оставалось совсем немного времени до темноты. Приглашение трудиться в винограднике Божием указывает не на что иное, как на внутреннюю покаянную молитвенную жизнь, ибо все мы крещены, но не все являемся тружениками на ниве Господней, не все из нас делатели. Духовная жизнь начинается, зреет только тогда, когда наша душа молится умом и сердцем и внимает словам молитвословия, забывая всё прочее, воссылает Богу покаянные и благодарственные молитвы. Это тяжёлый труд, но весьма благодарный, поскольку, Бог, взирая на наше усердие, Сам вспомоществует нам в молитвенном делании, Сам благодатью Своею трудится, если мы призываем Его благодать нашим покаяннымделанием. Святые Отцы говорили: «Тот, кто не молится, тот и не христианин, хотя бы и был крещёным». Главный наш труд – в угождении Богу в молитве.

Но вернёмся к притче. Иные из нас, может быть, в единонадесятый час, только в зрелые годы осознали себя нищими и лишёнными даров Господних. Однако, начинают ли свою жизнь юноши и девицы христианские, завершается ли земная жизнь человека, – каждый, как разбойник, спасшийся на кресте, должен признать своё несовершенство и начать трудиться, воздыхая в душе своей: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, прости, исцели, оживотвори, освяти мою душу. Пресвятая Богородице, не остави, помилуй, помоги». И какими бы молитвенными воздыханиями мы ни молились, всё будет хорошо, если в течение дня мы постоянно стучимся в дверь милосердия Божия. Плохо будет, если мы оставим душу без молитвы, но будем лишь размышлять, воспоминать, строить планы, мечтать, беседовать с людьми, оставив сердце невозделанной землёю.

Вот почему каждому христианину необходима большая внимательность, сосредоточенность, целеустремлённость. Подобает всегда выкраивать на дню минуты, часы для исполнения молитвенного правила, для внимательной тайной, сердечной молитвы. Тот, кто ведёт молитвенную жизнь, чувствует себя счастливым, даже блаженным, радостным, ибо нет ничего на земле радостнее, чем беседовать с Живым Богом. А кто не молится как следует, но только беседует, любопытствует, бывает неудовлетворён, смущён, уныл, печален, и никто его не утешит, пока он сам себя не утешит, начав трудиться и внимательно молиться. Как наш народ говорит: «Кто здесь, на земле, мало молится, тому там, за гробом, скучно будет». Скука эта начинается уже в этой земной жизни, когда безмолитвенные люди не знают, куда себя деть, куда себя определить, куда приткнуться, забывая, что Царство Божие – Царство любви, света и правды Христовой.

Посему, братья и сестры, пока не поздно, пока ум у нас ещё не отнят, пока мы здраво мыслим и рассуждаем, а наши душевные силы не скованы болезнью, пока мы имеем власть над собою, начнём путь к молитве, дабы Господь Бог даровал нам динарий – благодать Святого Духа. На этот динарий покупается Царство Божие. Имеющий в душе Христа, безбедно минует все воздушные заставы по исходе души из тела и будет признан ангелами, и душа, просветлённая молитвой, с удобством и радостью войдёт в Царство Божие, по милости Господа Иисуса Христа, Который эту милость обещает нам, призывая нас непрестанно молиться Ему, прося очищения, прощения и благодати Божией.

 

27.07.99 г.

 

 

Материалы подготовлены сотрудниками архива

 

P.S. Обращаем ваше внимание, что размещаемые в этой рубрике материалы ещё не были опубликованы автором, поэтому их нельзя использовать для издания. Авторские права защищены. При использовании их в интернет-пространстве необходимо давать ссылки на первоисточник – корректный перепост и на сайт протоиерея Артемия Владимирова