Деяния святых Апостолов, глава 6, стихи 1 – 7

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

Размышления над прочитанным:

 

«Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах...»

«мы постоянно пребудем в молитве и служении слова...»

Таков был богодухновенный ответ двенадцати избранных апостолов на неотложную нужду — упорядочить важное для жизни общины дело — ежедневное раздаяние всего необходимого («потребностей») вдовицам, которые находились на попечении церковном.

Поставленные проповедовать Евангелие Царства, они хорошо помнили о «благой части, которая не отнимется» у избравших её...

В чём эта благая часть?

В том, чтобы «пребывать в молитве и служении слова»...

Итак, служение вождей народа Божия в Церкви предполагает всегдашнее предстояние их Слову воплощенному; непрестанную молитву о чадах Христовых, чуждую каких бы то ни было развлечений.

«Внимать себе и Слову», — значит вперять свой ум в сокровенные пределы сердца, где нам содействует Божественная благодать в принесении Господу «жертвы хвалы» и благодарения.

Это и есть «единое на потребу», то есть, соответствует главной потребности бессмертного человеческого духа...

Значит ли, что «попечение о столах» — служение праведной Марфы — оставлено Церковью в пренебрежении?

Нисколько.

Апостолы, утвердив свое право на духовное служение, сказали:

«Братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу...»

«И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого», и ещё шестерых;

«Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки...»

Видим, что для исполнения «хозяйственных дел» (то, что ныне называется «социальной работой») избираются ученики, исполненные даров Духа Святого.

Видим, что, будучи избраны соборно, они сподобляются от рук апостольских особого посвящения и сугубой благодати...

Таков порядок в Церкви Божией: всё свершается по благословению, на каждое служение избираются способные к нему; достойному прохождению служения предшествует «посвящение» – преподаяние священноначалием соответствующей силы, или дара, Духа Святого.

Приметим, что в Церкви нет «мелочей и пустяков», служений и послушаний «маловажных» — в этом удостоверяет нас святой первомученик Стефан — лучший из лучших, удостоенный особой милости от Господа — первым из всех учеников пролить свою кровь за исповедание веры.

Соответственно, и исполнение послушания, освящённое предваряющим преподаянием благодати Божией, требует усердия и совестливости, труда «от души», ради Господа, а не по человекоугодию и не из-под палки.

«Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением», — произнесли пророческие уста...

«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере».

Смущение улеглось, вдовицы получили причитающееся им, благодатная жизнь Церкви набирала силу — иудейское священство, вопреки синедриону с его прещениями, присоединялось к ученикам Христовым.

Всё в Своей Церкви Бог расположил «числом, мерою и весом», — как изрек некогда премудрый царь Соломон.

«Наш Бог есть Бог порядка и мира, а не неустройства», — скажет позже святой апостол Павел...

Конец, и Богу нашему слава!