1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Размышления над прочитанным:
«Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах...»
«мы постоянно пребудем в молитве и служении слова...»
Таков был богодухновенный ответ двенадцати избранных апостолов на неотложную нужду — упорядочить важное для жизни общины дело — ежедневное раздаяние всего необходимого («потребностей») вдовицам, которые находились на попечении церковном.
Поставленные проповедовать Евангелие Царства, они хорошо помнили о «благой части, которая не отнимется» у избравших её...
В чём эта благая часть?
После насыщения в окрестности Тивериады чудесно умножившимися под руками Господа хлебами люди восхотели прийти, «нечаянно взять Его и сделать царем...» Они говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир». Узнав о сем, Иисус удалился на гору один.
Позже Спаситель скажет пересекшим на лодках Тивериадское озеро людям: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог».
Какие мысли приходят на сердце по прочтении этих Евангельских стихов?
1. Вкушение благословенной и умноженной Христом пищи пятью тысячами человек приковало их внимание к Его таинственной Личности. Они и отправились за Ним в пустыню, оставив свои жилища и житейские дела, как за Пророком. Свершившееся чудо только утвердило народ в высоком суждении о достоинстве Иисуса. Не Он ли, действительно, — Тот Пророк последних времен, о Котором писал Моисей?
Иных охватило желание воцарить Иисуса над Израилем... Господь, услыхав о том, заблаговременно скрылся от толпы.
Царство Христово, воистину, «не от мира сего». Он хочет воцариться не в желудках, а в сердцах человеческих. Эти люди искали Его ради телесного насыщения, ради дарованных Им вещественных, но скоропреходящих земных благ, а не ради «чудес».
Каких же чудес?
Встречались ли вам люди, признающиеся в том, что они хотят, но не могут поверить в Бога? «Видимо, одним это дано, а другим (таким, как мне) не дано», — со вздохом заключают они и разводят руками, прежде чем приняться за вечерний кофе...
Позвольте мне усомниться и в основательности, и в искренности подобных признаний. Уж если Бог открывается и «не ищущим Его», то неужели сокроет Себя от тех, кто мучительно взыскивает своего Творца и Отца, наподобие Фомы, чаявшего удостоверения в истинности воскресения Христова?
Сегодняшнее Евангельское чтение, с одной стороны, об'ясняет причину неверия иных во Христа Спасителя, а, с другой, — указывает, какие нам даны свыше подспорья для того, чтобы утверждаться в спасительной вере в Божество Господа нашего Иисуса Христа.
«Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь», — с горечью обращается Спаситель к окружавшим Его иудеям. «Иметь жизнь» — значит, уверовав, восприять благодать Божию. «Злые дела», сделанные во тьме неведения Бога, мешали слушавшим Господа устремиться к Свету истинному, Который простирал к Ним тогда Своё вещее слово.
«Не хотите прийти»... Сама человеческая воля, закосневшая во зле, опутанная страстями, противится Христу, помрачая ум и сердце пороком, препятствуя строптивым отдаться Истине.
«Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44).
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Размышления над прочитанным:
Отпущенные синедрионом апостолы Пётр и Иоанн возвращаются «к своим» и оповещают их о происшедшем: их пленении и заключении под стражу, а равно — о прещениях со стороны первосвященников в отношении проповеди слова Божия.
В ответ ученики Христовы — апостолы и те, кто уверовали по слову их, — дружно («единодушно возвысили голос свой») встают на молитву. И понятно, почему... Ведь Сам Господь обещал ученикам исполнить всякое прошение, с верой приносимое Отцу во имя Сына Божия... Более того, Спаситель, по слову Своему, невидимо соприсутствует собранным ради Него («Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я среди них»).
В сегодняшнем чтении книги Деяний апостольских говорится о мужественном противостоянии апостолов Петра и Иоанна иудейскому синедриону, который в «полном составе» (Анна, Каиафа и прочие) на сей раз собрался, чтобы определить свои карательные действия в отношении учеников Иисусовых.
День тому назад те, призвав имя Господне, возвратили здоровье хромому от рождения человеку, много лет сидевшему при вратах Иерусалимского храма.
Огненная по силе Духа речь Петра обратила ко Христу около пяти тысяч человек!
Отданные под стражу Петр и Иоанн на следующее утро предстали пред гонителями и убийцами своего Учителя.
«Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», — дерзновенно заключил свой отчет о вчерашнем чуде апостол Петр. Рядом с ним стоял сам исцелённый — как живое свидетельство победоносной силы Божией.
Не будучи в силах ни опровергнуть апостолов, ни наказать их (по причине народа, который славил Бога за происшедшее), члены иудейского судилища «приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса».
В ответ апостолы изрекли в простоте сердца: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали...»
Вот Евангельское свидетельство о имени Иисусовом! «Не своим благочестием и силой» ученики свершили чудесное исцеление, но произошло это ради «веры во имя Господа».
«Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, — обратили Петр и Иоанн свою речь к богоубийцам, — что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав».
Чудо претворения воды в вино
Паломники во Святую Землю, с благоговением обходя места, освящённые пребыванием Спасителя, часто посещают Кану Галилейскую. Здесь, на брачном пиру, Он свершил удивительное чудо претворения воды в вино, недостаток которого у гостей подметила Богоматерь.
Божественная энергия воплощённого Слова свершила всё с лёгкостью, молниеносно и незримо для глаз человеческих... Заметили чудесное превращение только слуги, послушно наполнившие «водоносы» — большие каменные ёмкости, которые сохранились по сей день; да ученики Христа, уже привыкшие не спускать очей с Учителя и знавшие, что Он ничего не делает без смысла, но всё подчиняет единому — пользе и благу людей.
«Почерпните и принесите архитриклинови...» — распорядился Господь. Слуги, которые сами только что наполнили сосуды «до верха» обыкновенной водой, понесли её в малых ёмкостях (кувшинах) распорядителю пира. Тут-то и произошло невозможное, по человеческому суждению... Архитриклин (греческое наименование управителя пира), видимо, первым отведал поднесённую влагу и был настолько изумлен отменным качеством вина, что вслух похвалил за него жениха. «Обыкновенно к концу трапезы, когда гости теряют разборчивость в питии, разливается в чаши худое вино, ты же, очевидно, велел принести лучшее из того, что мы сегодня пили», – засвидетельствовал он. Евангелист Иоанн, как всегда сдержанный на комментарии, ничего не пишет о недоумении, которое, должно быть, произвели эти слова, но лишь добавляет, что ученики «вероваша» — уверовали в Того, Кто «положил начало» Своим чудесам в Кане Галилейской и «явил» — обнаружил «славу Свою» — в происшедшем событии.
Примечательно, что чудо претворения воды в вино свершилось, так сказать, «под руками человеческими» — в ходе самых обыденных, бытовых действий, в которые было вовлечено немало людей.